Скрыть
Раскрыть

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. 
Эл. № 77-45977 

Издается с 2000 года

Экономическая социология входит в индекс цитирования Emerging Sources Citation Index (ESCI) из Web of Science Core Collection.


Выпускается при поддержке Национального исследовательского университета "Высшей школы экономики"
PDF Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader

2015. Т. 16. № 1

Полный текст

Радаев В. В.
Вступительное слово главного редактора
С. 9–11

Интервью

Гусева А.
Интервью с Алей Гусевой: Как создавались рынки кредитных карт в посткоммунистических странах
С. 12–21

Интервью с Алей Гусевой, профессором социологии Бостонского университета, которое провела Наталья Халина, преподаватель НИУ ВШЭ, состоялось в рамках семинара «Consumption and Economic Crises: Post-Socialist Experiences» («Экономические кризисы и потребление: опыт постсоциалистических стран»), проходившего в Москве 9–10 октября 2014 г. А. Гусева презентовала свою новую книгу «Plastic Money: Constructing Markets for Credit Cards in Eight Postcommunist Countries» («Пластиковые деньги: конструирование рынка кредитных карт в восьми посткоммунистических странах»), написанную в соавторстве с А. Рона-Ташем [Rona-Tas, Guseva 2014].
В интервью Аля Гусева рассказала о том, как рынки кредитных карт стали предметом её научного интереса и почему в качестве объекта исследования были выбраны рынки кредитных карт Польши, Венгрии, Чехии, Болгарии, России, Украины, Китая и Вьетнама. А. Гусева объяснила, как создавались данные рынки и насколько точно удалось воспроизвести модель «американского рынка кредитных карт» в исследуемых странах. Были рассмотрены ключевые понятия, используемые в книге: правила функционирования рынка (functional rules) и правила создания рынка (generative rules). Обсуждался вопрос последовательности возникновения этих правил и их применения участниками рассматриваемых рынков в посткоммунистических странах. Также были затронуты вопросы о том, как применение банковских карт меняет практики управления семейными финансами, и в целом о том, как применение банковских карт связано с реализацией власти и контроля за ресурсами и информацией.
В конце интервью А. Гусева отмечает, что, пока мы наблюдаем за созданием рынков кредитных карт на посткоммунистическом пространстве, сами эти рынки испытывают давление со стороны зарождающихся рынков мобильных платежей.

Расширение границ

Фелпс Э.
Массовое процветание. Как низовые инновации стали источником рабочих мест, вызовов и изменений
С. 22–37

В представляемой книге «Массовое процветание» («Mass Flourishing») нобелевский лауреат по экономике (2006) Эдмунд Фелпс предлагает новый взгляд на преуспевание стран и народов. По его мнению, на национальном уровне преуспевание возникает благодаря масштабному вовлечению людей в процессы инновации, которые являются источником динамизма экономического развития и, в свою очередь, должны подпитываться правильными ценностями. Однако в XX столетии история процветания западного мира, начавшаяся в XIX веке, с точки зрения автора книги, приостановилась, в том числе из-за утраты понимания того, что такое процветание, а также из‑за растворения институтов в препятствующих процветанию ценностях. Например, всё чаще раздаются призывы к большей социальной защищённости и поддерживаются ценности сообщества и семьи. Ко всему прочему, в своей книге Фелпс разрабатывает концепцию хозяйственного устройства, которое является современным и при этом справедливым.
Журнал «Экономическая социология» публикует введение к книге Фелпса — «Возникновение современных экономик» («Advent of the Modern Economies»), — в котором автор прослеживает истоки формирования современных хозяйств (XIX век — первая половина XX века). Их взрывное развитие сначала произошло в Англии и в США, а затем было подхвачено Германией и Францией. Отличительными чертами современных экономик являются условия, в которых обычные люди, наделённые разными талантами, получили возможность для личностного роста и самореализации.

Дебютные работы

Головнёва А. В.
«Миры легитимности»: стратегии легитимации писателей-прозаиков в российском поле литературы
С. 38–62

Данная статья представляет собой результат эмпирического исследования стратегий легитимации писателей-прозаиков в Санкт-Петербурге. Понятие «легитимность» в сфере культурного производства является проблемной областью в социологических исследованиях. В работе рассматривается трансформация попыток концептуализации легитимности в культурных индустриях — от тезиса о привилегированной легитимности «высокой» культуры до признания наличия множественных принципов разделения легитимного и нелегитимного в данной сфере. В настоящем исследовании легитимность акторов поля литературы ограничена рынком литературных публикаций, и в качестве институциональных агентов-источников легитимности в данной области рассматриваются работники издательств, жюри литературных премий, так называемых толстых литературных журналов, а также критики и журналисты. Целью работы является анализ стратегий, реализуемых российскими романистами и направленных на достижение легитимности при отсутствии ясности принципов отбора агентов в поле и риска необретения легитимной позиции в нём. Эмпирической базой исследования выступают нарративы писателей и других агентов поля литературы, собранные с помощью методов полуструктурированного интервьюирования и включённого наблюдения во время публичной презентации писателем литературного произведения. В итоге легитимация писателей анализируется как работа в трёх направлениях: (1) достижение литературной легитимности, основывающейся на факте создания произведения; (2) достижение институциональной легитимности двух форм — публикационной (писатель становится частью институции, издающей его произведения и обеспечивающей его оценку, критику) и экспертной (писатель занимает экспертную позицию в поле и оценивает произведения других авторов); (3) кроме того, достижение публичной легитимности — признания публики. Каждый из видов легитимности предполагает определённый набор стратегий по её достижению, комбинируемых романистами.

Новые книги

Барсукова С. Ю.
Зачем уходят из дома кормильцы? Рецензия на книгу: Плюснин Ю. et al. 2013. Отходники. М.: Новый хронограф
С. 63–69

Рецензия на коллективную монографию Ю. Плюснина, Я. Заусаевой, Н. Жидкевич, А. Позаненко «Отходники» (научн. ред. — С. Кордонский) содержит анализ и оценку этой работы. Отходничество имеет давнюю историю в России, но в последние десятилетия наблюдается новая волна его массового распространения. В рецензируемой книге даётся определение понятию отходничества, рассматривается, как оно соотносится с другими формами трудовой миграции, выявляются мотивация и экономическое поведение отходников, обозначается социальный портрет современного отходника, оценивается культурное значение отходничества для местного населения и многое другое. Книга написана по материалам экспедиций, предпринятых авторами в малые города России на протяжении четырёх лет. Издание осуществлено на пожертвования Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники».
В рецензии С. Ю. Барсукова делится своими впечатлениями от монографии, акцентируя внимание на необычности её жанра. Неоспоримой ценностью рецензируемой книги выступает этнография, позволяющая прочувствовать «соль жизни» отходников. Жители деревень и малых городов вынуждены уезжать на заработки, поскольку найти их в месте проживания невозможно. При этом ключевым фактором трудовой миграции выступает стремление отходников обеспечить своей семье материальное благополучие. Автор рецензии подчёркивает, что рассуждать об отходниках только в терминах неформальной экономики будет сильным упрощением проблемы, важно изучать данное явление в контексте трансформации семейных отношений.

Макаров К. В.
Свободный рынок и моральные ограничения. Рецензия на книгу: Sandel M. J. 2012. What Money Can't Buy: The Moral Limits of Markets. London: Allen Lane
С. 70–80

В наше время общество, в котором большинство благ являются предметами купли-продажи, представляется гораздо более рационально устроенным, чем общество, где распределение благ основывается на принципе реципрокности либо осуществляется путём перераспределения. Действительно, есть основания полагать, что рынок, если ему не мешать, распределит блага эффективно, доставив их в первую очередь тем индивидам, которые готовы заплатить за них бóльшую сумму денег. Однако может ли привести подобный механизм к росту всеобщего благосостояния? Не способствует ли он атомизации индивидов, усугублению неравенства и замещению гражданского общества экономическими агентами, слепо максимизирующими собственную полезность?
Коммодификация благ — процесс не новый, его проявления можно наблюдать на протяжении всей истории развития капитализма. Тем не менее при всей «естественности» данного процесса не стоит упускать его из внимания и переставать контролировать, принимая за неотъемлемый и необходимый атрибут капиталистического общества. Слепое восхваление рыночной логики, как и бесконтрольная коммодификация, способно породить гораздо больше негативных последствий, чем может показаться на первый взгляд. Придание денежной стоимости благу не изменяет его функциональных свойств, но не исключено, что существенным образом может повлиять на то, какими смыслами благо отныне будет наделяться.
Именно деструктивному характеру последствий тотальной коммодификации благ и посвящена книга Майкла Сэндела «What Money Can’t Buy: The Moral Limits of Markets» («Что нельзя купить за деньги. Моральные ограничения свободного рынка») [Sandel 2012].

Приложение на английском

Radaev V.
Relational Exchange in Supply Chains and Its Constitutive Elements
С. 81–99

This paper examines theoretical issues of direct interfirm exchange in supply chains and focuses upon the relational aspect of embeddedness. Exploring insights from contract theory, marketing research, and economic sociology, we distinguish between the transactional and the relational forms of market exchange. It is assumed that real-world market exchange should not only be associated with arm’s-length ties but presents divergent combinations of arm’s-length and embedded ties. Problematizing the notion of embeddedness, we treat it as a multidimensional phenomenon. Embeddedness is shaped by a variety of relatively independent constitutive elements that may be developed (or not developed) in relation with different exchange partners or with one partner that is attached to different elements or phases of the market exchange. An original typology of dimensions that are constitutive for embedded/relational exchange is constructed. These dimensions are attached to the phases of the interfirm contract cycle as opposed to the relationships life cycle. Applying a processual view of social structure, we explore the emergence of the relational exchange elements as they result from the strategic choices made by the market sellers as they move along the cycle of contractual relationships. We also define hybrid forms of exchange as ways of coping with market uncertainty. Finally, we set up a number of hypotheses regarding the factors that facilitate the emergence of embedded/relational exchange and suggest measurement tools for the future empirical research.

Karabchuk T.
Bad Jobs as a Core Driver of Growing Social Inequality in the United States. Book Review: Kalleberg A. (2011) Good Jobs, Bad Jobs: The Rise of Polarized and Precarious Employment Systems in the United States, 1970s to 2000s, New York: Russell Sage Foundation
С. 100–109

This is a review of a masterpiece by a famous professor of labor sociology. Anyone looking for understanding current labor market processes needs to read this latest work by Arne L. Kalleberg, the Kenan Distinguished Professor of Sociology at the University of North Carolina at Chapel Hill. Kalleberg focuses on the US and shares his deep understanding of a wide range of social and economic mechanisms of the labor market under globalization. The book gives a vivid description of the current labor market and provides an explanation for the changes that brought about the rise of precarious employment. The book sheds light on the reasons for the dramatic increase in polarization and inequality between jobs and both between and within occupations. Kalleberg argues that the US is in dire need of a new social contract to tackle the challenges that arise from a globalized division of labor, widening polarization in the quality of jobs, and the proliferation of precarious work. An example of such a new social contract is a “flexicurity” system, aspects of which exist today in some countries. Kalleberg claims that only a coordinated effort by government, business and labor can address the sources and consequences of the polarization in job quality and that only such an effort will be able to improve both the economic competitiveness of the US and the quality of jobs and lives of American citizens. Though the book itself is focused on the American labor market during the last forty years, this review attempts to place Kalleberg’s ideas into a global context.

Aymaliev I.
A Review of the Study “Measurement and Analysis of Corruption Using Objective Data” by T. V. Natkhov and L. I. Polischuk
С. 110–114

The purchase of “beautiful” car registration plates from state authorities is legal in many developed democracies. However, in Russia this practice is strictly prohibited. Anecdotal evidences suggest that Russians circumvent the law by bribery or blat. Given the ambiguous nature of informal payments to public officials, Natkhov and Polischuk propose a new objective measure of corruption based on the distribution of “beautiful” registration numbers. This article reviews their study and its discussion at the Sociology of Markets seminar at the Higher School of Economics. The authors hypothesize that in the absence of corruption, the “beautiful” registration numbers will be distributed normally regardless of automobile brands. In the presence of corruption, however, the “beautiful” registration numbers will be concentrated across luxury brands. They argue that a higher than usual concentration of “beautiful” registration numbers is an indicator of corruption. To test this hypothesis, they draw upon corruption economics theories and use an innovative dataset that includes car brands and registration numbers issued by the police in the city of Moscow from 2000–2007, as well as a 2014 quantitative survey with citizens (N = 1,552). The economists find that the “beautiful” registration numbers are concentrated across luxury car brands, but are normally distributed across ordinary brands. They conclude that the higher than usual concentration of “cherish” registration numbers among luxury brands is an indicator of higher police corruption. Nevertheless, sociologists suggest that the proposed index is rather an indicator of social status, personal connections or elite consumption preferences.

 
Rambler's Top100 rss