Скрыть
Раскрыть

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. 
Эл. № 77-45977 

Издается с 2000 года

Экономическая социология входит в индекс цитирования Emerging Sources Citation Index (ESCI) из Web of Science Core Collection.


Выпускается при поддержке Национального исследовательского университета "Высшей школы экономики"
PDF Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader

2015. Т. 16. № 4

Полный текст

Вступительное слово главного редактора (В. В. Радаев)
С. 9–13

Владимир Александрович Ядов (25 апреля 1929 — 2 июля 2015)
С. 14–16

Расширение границ

Кондаков А. А.
Неудобное законодательство: почему Гражданский кодекс России мешает иностранному бизнесу
С. 17–38

В статье методом деконструкции анализируются концептуальные основания гражданского права в России. Основная цель анализа — выявление конфигурации власти, которая воспроизводится в тексте Гражданского кодекса РФ. Отправная точка анализа — обзор теоретических положений гражданского права, осуществлённый исходя из перспективы социологии права. Для изменения контекста идеалистических конструктов закона используются материалы интервью с топ-менеджерами и юристами иностранных компаний, работающих в России. В рамках исследования были опрошены 17 корпоративных юристов и топ-менеджеров компаний из Финляндии, Германии и США. Анализ интервью позволяет определить контексты, в которых проблематизируется право, что указывает на способ распределения власти при деловых отношениях между компаниями. В интервью с менеджерами иностранных компаний информанты стремились определить широкий круг препятствий для ведения своего бизнеса. Однако основным ограничительным обстоятельством назывались многочисленные требования российского законодательства, смысл которых с трудом понимается зарубежными предпринимателями и сводится к бюрократическим формальностям. Это даёт возможность посмотреть на текст закона под новым углом — вычленить те фрагменты, в которых государственный аппарат помещается в превалирующую позицию по отношению к частным лицам. На основании такого метода в статье предлагается концептуальный анализ российского Гражданского кодекса, позволяющий определить, каким именно образом закон оказывается не инструментом успешного бизнеса, а барьером в повседневной деловой активности международных компаний в России. Хотя формально Гражданский кодекс содержит положения, которые поддерживают частные отношения и не ограничивают их, за этим фасадом скрывается такая конфигурация власти, которая разрешает государственной бюрократии подчинять гражданский договор собственной воле.

Новые переводы

Родрик Д.
Экономика решает: сила и слабость «мрачной науки» (перевод с англ. Е. Головляницыной)
С. 39–59

В основе книги Дэни Родрика «Экономика решает: сила и слабость “мрачной науки”» лежат материалы курса лекций по политэкономии, который он совместно с Роберто Мангабейром читал в Гарвардском университете. Этот курс подтолкнул Д. Родрика к размышлениям о сильных и слабых сторонах экономической науки, о пользе её метода. Результаты этих размышлений изложены в представляемой монографии. Цель книги: навести мосты в диалоге между экономистами и представителями прочих социальных наук. Родрик полагает, что впечатление многих о том, что экономисты верят только в универсальные экономические законы, поверхностно. На самом же деле экономисты оперируют большим количеством разнообразных концептуальных схем, дающих различные, порой даже противоречивые, объяснения устройства мира и позволяющих сделать альтернативные выводы в отношении того, какой может быть государственная политика. Однако такая гибкость экономической науки, по мнению автора, часто однобоко используется практиками, в результате чего научность экономики приносится в жертву идеологии и политической конъюнктуры. Крайне важно донести это до всех.
Журнал «Экономическая социология» публикует первую главу книги — «Models at work» («Что делают модели»), — в которой автор объясняет, что являет собой экономическая модель, на каких предпосылках она зиждется и для каких целей предназначена. Родрик обращает внимание читателей на то, что в экономической теории сосуществует множество моделей, за которыми стоят всевозможные теоретические подходы. Наличие такого разнообразия — неоспоримая сила экономической науки, по мнению автора.

Дебютные работы

Вилло С. В.
Проблема формирования доверия к компании в ситуации обеспокоенности заинтересованных сторон
С. 60–84

В статье выделяются управленческие практики, на состояние которых менеджеры могут повлиять в целях формирования доверия заинтересованных сторон к компании в ситуации их обеспокоенности негативными последствиями принимаемых компанией решений. Цель исследования состоит в определении управленческих практик, подрывающих доверие заинтересованных сторон к компании в ситуации их обеспокоенности и в разработке рекомендаций для менеджеров по формированию доверия к компании в таких ситуациях. Теоретическую основу исследования составляют четыре подхода, рассматривающих доверие в контексте отношений «подвергающийся риску — подвергающий риску» как (1) рациональный выбор в условиях риска; (2) акт веры; (3) психологическое состояние и (4) морально нагруженные отношения. Проблема обеспокоенности (risk issue, risk concern) заинтересованных сторон рассматривается на примере промышленного освоения Арктики Группой компаний «Газпром» («Газпром нефть», «Газпром нефть шельф», «Газпром»). В центре внимания исследования — четыре природоохранные организации: Союз охраны птиц России, Фонд дикой природы России, «Гринпис России» и «Беллона-Мурманск». Эмпирическую основу исследования составляют 70 пресс-релизов данных природоохранных организаций, а также 12 других архивных документов, свидетельствующих об обеспокоенности представителей природоохранных организаций по поводу действий компаний Группы «Газпром» при разработке нефтяного месторождения «Приразломное». В процессе эмпирического анализа выделены семь управленческих практик, подрывающих доверие к компании. Подробно рассматриваются причины, по которым данные практики не способствуют формированию доверия к компании, а, напротив, только увеличивают обеспокоенность заинтересованных сторон. По результатам анализа выдвинуты предположения относительно действий, которые менеджеры могут предпринять для того, чтобы сформировать доверие заинтересованных сторон к компании в ситуации их обеспокоенности.

Профессиональные обзоры

Довбыш О. С.
Медиарынки в фокусе социального сетевого анализа
С. 85–107

В данной статье представлен обзор литературы, посвящённой изучению сетевой структуры медиарынков. Фокус на сетевом подходе неслучаен: отличие медиарынков от других хозяйственных рынков и особая природа продуктов медиаиндустрий оказывают влияние на конфигурацию сети такого рынка и на характер отношений между акторами. Таким образом, автор обзора, изучая существующие исследования по теме, предпринимает попытку выяснить, как структурирован медиарынок с точки зрения взаимодействия его участников и отношений между ними, чем эти отношения обусловлены и какая конфигурация сети характерна для рынка медиа.
В результате проведённого обзора литературы выявлено, что сетевая структура медиарынка действительно может быть объяснена особенностями индустрии и медиапродукта. Так, для медиарынка свойственна большая доля неформальных отношений в его структуре, что позволяет снизить риски, связанные с невозможностью прогнозирования спроса на культурный продукт, а также с зависимостью от индивидуальных вкусов и моды. Проектный (то есть разовый) характер производства многих медиапродуктов влияет на укоренённость и повторяемость связей между участниками. Сила личных контактов является определяющей, однако их значение неодинаково для разных этапов производственной цепочки медиапродукта, разных пространственных уровней взаимодействия акторов, а также в разных секторах медиа.
Также неформальные отношения используются для разных видов деятельности, среди которых создание креативного продукта, поиск и наём персонала и др. Структуры «переплетённых директоратов» также присутствуют на медиарынках (хотя и не в большей степени, чем в других индустриях). Для участников культурных индустрий характерны сети тесных миров, что способствует более эффективному креативному процессу, однако может блокировать появление новых участников и поступление новых идей.
В конце статьи сформулирован ряд вопросов для дальнейшего изучения. В частности, о сравнении медиарынков в разных странах, изучении взаимодействия между государственными структурами и акторами медиаиндустрий, а также о трансформации внутрирыночного взаимодействия под воздействием технологий новых медиа.

Новые книги

Рощина Я. М.
Как на рынках «особенных благ» формируются суждения о качестве? Рецензия на книгу: Karpik L. 2010. Valuing the Unique:The Economics of Singularities. Princeton; Oxford. Princeton University Press.
С. 108–117

Выбор хорошего романа, хорошего ресторана или хорошего врача не повинуется механизмам обмена, описанным экономикой. Для анализа специфики потребительского выбора высококачественных благ Люсьен Карпик предлагает использовать такое понятие, как «особенное благо». Главные особенности таких благ — это многомерность свойств, неопределённость качества и несравнимость между собой. К важным особенностям рынка таких благ нужно отнести непрозрачность и оппортунизм, необходимость координационных механизмов, превалирование конкуренции качеств над конкуренцией цен и невозможность объяснить уровень цен балансом спроса и предложения. Рынки особенных благ оснащены инструментами формирования оценочных суждений (гайд, список лауреатов), без которых потребитель не мог бы сделать свой выбор. Такой механизм нужен для того, чтобы снизить непрозрачность рынка путём предоставления покупателям необходимых знаний. Используются такие инструменты, как сети, сертификаты качества, экспертиза, ранжирование (экспертное или рыночное), техники управления потребителями и способами демонстрации продукта в местах продаж.
Рынки особенных благ регулируются на основе нескольких режимов координации. Так, режим подлинности, основанный на введении гарантий качества, характерен для рынка дорогого вина во Франции. Мегарежим действует в случае глобальных производителей фильмов, одежды класса люкс и т. д., то есть там, где качество подтверждается именем бренда. Режим экспертного мнения относится к таким сравнительно узким рынкам, как хорошие книги, фильмы, спектакли и т. д. Режим профессиональной координации применим к регулированию рынка персональных услуг (таких как врачи, юристы, архитекторы, бизнес-консультанты и т. д.), поставщики которых подчиняются профессиональной этике.
Цены на особенные блага, не подчиняясь стандартному механизму баланса спроса и предложения, формируются в зависимости от ограничений на объём производства. Для этого рынка также характерен большой разрыв в ценах между топовыми продуктами в ранжируемом списке и основной массой благ.

Бердышева Е. С.
Даже и по ГОСТу оценить непросто! Рецензия на книгу: Beckert J., Musselin C. (eds) 2013. Constructing Quality. The Classification of Goods in Markets. New York: Oxford University Press.
С. 118–130

Рецензия посвящена сборнику статей под редакцией Й. Беккерта и К. Мюсселен «Constructing Quality. The Classification of Goods in Markets» («Конструирование качества. Классификация благ на рынках»), который вышел в 2013 г. Это издание, фокусирующее внимание на процессах социального конструирования критериев качественности рыночных благ на современных потребительских рынках, призвано внести вклад в корпус исследований, посвящённых механизмам оценивания, классификации, соизмерения (запрос на которые в современном обществе с характерным для него нарастанием калькулятивности и менеджериализма предъявляется в самых разных социальных областях). Рецензия освещает основные вопросы, актуализируемые в этом тематическом поле, и, конечно, ответы на них, нащупанные авторами статей сборника. Таким образом, отзыв на книгу предлагает читателю задуматься о том, как социальные ценности переводятся в категории рынка и какие акторы этому способствуют, с помощью каких инструментов стабилизируются представления о критериях качества, где скрыты условия доверия к ним, из-за чего могут возникать разночтения и как они могут быть преодолены и т. д. Лейтмотивом и сборника, и рецензии на него является мысль о подвижности, поливалентности категории качества рыночных благ. Eё трактовки зачастую множественны и зависят как от типа блага, степени его социальной нагруженности, так и от институциональной и социокультурной среды рынка, не говоря уже о ценностных установках и структурных позициях оценивающих субъектов. Качество рыночных благ интересует социологов не как практическая проблема, а как ещё один ракурс, позволяющий увидеть механику социального порядка рынка в действии. За рыночным консенсусом по поводу качества обмениваемого на деньги товара скрываются как соблюдение типичных для данного исторического периода социальных норм, так и следование принципу паритета сторон, то есть обоюдного признания продавцом и покупателем справедливости рыночной сделки. В таком ракурсе кажущийся частным вопрос о способах формирования социальных установок относительно критериев качества рыночных товаров обретает почётное место в ряду дилемм, проблематизирующих функционирование и воспроизводство современных потребительских рынков.

Конференции

Кадочников Д. В., Расков Д. Е.
Экономика пороков и добродетелей. Международная научная конференция в СПбГУ, 15–16 мая 2015 г.
С. 131–135

Международная научная конференция «Экономика пороков и добродете-лей» прошла на факультете свободных искусств и наук в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) 15−16 мая 2015 г. Конференция стала четвёртой в череде научных мероприятий, направленных на всестороннее обсуждение комплекса вопросов, связанных с экономической культурой, со взаимным влиянием хозяйственной деятельности, экономической науки и ценностных критериев, укоренённых в культуре. В ней приняли участие исследователи из ряда регионов России, а также из Беларуси, Кыргызстана, США, Бельгии, Италии, Финляндии. Среди ключевых тем конференции были как вопросы теоретико-методологического осмысления понятий «пороки» и «добродетели» в контексте общественно-научного и гуманитарного знания, так и актуальные проблемы государственной политики в отношении того, что традиционно оценивается с использованием этих понятий. Основное внимание было уделено проблемам потребления алкоголя и алкогольной политики в России и в других странах, в частности вопросам формирования культуры потребления спиртных напитков, а также возможностям воздействия на неё, эффективности разного рода ограничений и запретов. В представленных докладах нашли отражение исследования как современной ситуации, так и исторического опыта реализации алкогольной политики. Наряду с этим в ходе конференции обсуждались и иные культурные практики, оценка которых как порочных или добродетельных с традиционной и (или) обывательской точек зрения расходится с их оценкой с позиций общественно-научного знания.

XVII Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества» в НИУ ВШЭ, 19−22 апреля 2016 г.
С. 136–137

Приложение на английском

Bluhm K.
Economic Actors and Liberal Dependent Capitalism. Interview with Katharina Bluhm
С. 138–147

Dr. Prof. Katharina Bluhm, head of the Institute for East European Studies at Free University of Berlin, was interviewed by Zoya Kotelnikova, assistant professor and senior research fellow at the National Research University Higher School of Economics in July 2014. In this conversation, Prof. Bluhm talked about the recently published book Business Leaders and New Varieties of Capitalism in Post-Communist Europe which she edited together with Bernd Martens and Vera Trappmann. The book includes sections by the editors as well as by György Lengyel, Béla Janky, Krzysztof Jasiecki, and others. The book presents results from an international survey of entrepreneurs and top managers in East Germany, West Germany, Hungary, and Poland. The book begins with the notion that we should bring back economic actors, with their cultural ideas on what capitalism should be, into the core of the literature on varieties of capitalism in Europe. An approach centered on economic actors appears most attractive to the authors, who attempt to explain the convergence of ideas about the social role of companies and trade unions, in order to better understand the models of capitalism emerging in Central and Eastern European countries. Finally, the interview includes a discussion of liberal dependent capitalism and attitudes to multinational economic elites in post-communist Europe.

Zabaev I. V.
The Economic Ethics of Contemporary Russian Orthodox Christianity: A Weberian Perspective
С. 148–168

This article presents a discussion of the economic ethics of contemporary Russian Orthodoxy, manifested in the practices of economic actors, and Orthodox economic ideology, drawing on the approach formulated by Max Weber in The Pro-testant Ethic. Orthodox ideology and economic ethics are analyzed using popular Orthodox literature (1990–2004), doctrinal texts on social and economic issues, as well as materials gathered in ethnographic expeditions between 1999–2004 to eight monasteries in various regions of the Russian Federation. Key aspects of the economic ideology include love for one’s neighbor and work as a means for self-sufficiency; the result of work is considered to be the gift of God. Key ca-tegories of economic ethics are obedience and humility. This article concludes in the framework of Weber’s approach, that such ethics of obedience and humility determine the attitude towards economic activities, which the Russian Orthodox Church generates among its followers.

 
Rambler's Top100 rss