Скрыть
Раскрыть

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. 
Эл. № 77-45977 

Издается с 2000 года

Экономическая социология входит в индекс цитирования Emerging Sources Citation Index (ESCI) из Web of Science Core Collection.


Выпускается при поддержке Национального исследовательского университета "Высшей школы экономики"
PDF Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader

2013. Т. 14. № 4

Полный текст

Радаев В. В.
Вступительное слово главного редактора
С. 5–7

Татьяна Ивановна Заславская (9 сентября 1927 — 23 августа 2013)
С. 8–9

Интервью

Задорин И.
В профессиональном социологическом сообществе не хватает независимых экспертов. Беседа А. А. Яковлева c И. В. Задориным
С. 10–26

В конце 2012 — начале 2013 г. ВШЭ и Ассоциацией независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) был реализован проект по анализу состояния и тенденций развития аналитических центров как существенного сегмента независимого исследовательского сектора в России и их роли в формировании экономической политики. В прошлом номере журнала было опубликовано интервью А. А. Яковлева с В. М Полтеровичем, сделанное в рамках этого проекта. Наряду с серией интервью с руководителями центров экономического анализа и экспертами-экономистами в рамках проекта ВШЭ—АНЦЭА также были сделаны несколько интервью с руководителями социологических исследовательских центров, в том числе — с генеральным директором «Исследовательской группы ЦИРКОН» И. В. Задориным. С любезного разрешения И. В. Задорина и руководителя проекта ВШЭ—АНЦЭА А. А. Яковлева мы публикуем полный текст этой беседы.

Новые тексты

Фирсова Н. Ю.
Предикторы инновационных потребительских практик: освоение интернет-шопинга в российских домохозяйствах
С. 27–57

Несмотря на то, что потребление является предметом исследований как в экономике, так и в социологии, две эти дисциплины изучают его по-разному. При изучении потребления в рамках экономики наблюдается редукция потребления к трансакциям обмена товаров и услуг на рынке, а в социологии доминируют теории, акцентирующие внимание на рассмотрении либо символического смысла предметов потребления, либо моральных суждений о консьюмеризме. Автор представляемой работы пытается разработать более сбалансированный подход к рассмотрению потребления, дополнив теоретическую базу новой экономической социологии инструментарием диффузии инноваций для последующего его применения к  исследованию новых потребительских практик в повседневной жизни. Дабы избежать крайностей моделей homo economicus и homo sociologicus в изучении потребления, автор также использует теорию практик в качестве концептуальной рамки. Цель данной работы — выявление предикторов освоения инновационных потребительских практик на примере интернет-шопинга. Гипотезы были протестированы на данных общенациональной репрезентативной выборки обследования домохозяйств и индивидов «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения» (РМЭЗ) НИУ ВШЭ, собранных в 2009 г. Отрицательный биномиальный регрессионный анализ позволил определить положительную связь с вовлечённостью в интернет-шопинг следующих предикторов: социальный капитал, манифестируемый образовательной и профессиональной мобильностью; вовлечённость в практики, развивающие когнитивные способности; материальные и нематериальные ресурсы домохозяйства; проживание в столичных городах. При моделировании на общенациональных данных и данных разных доходных групп набор статистически значимых предикторов не всегда совпадал: образовательная мобильность положительно связана с вовлечённостью в интернет-шопинг только среди представителей высокодоходных домохозяйств, а наличие свободного времени — среди представителей средне- и низкодоходных домохозяйств соответственно. В заключении работы автор делает предположение о том, что при изучении стиля жизни социально-демографические характеристики становятся менее актуальными по сравнению с элементами жизненных траекторий и сопряжёнными практиками индивида.

Новые переводы

Эспозито Е.
Зацикленность экономики и наблюдения второго порядка: реальность рейтингов (перевод П. А. Мартыненко)
С. 58–74

Может ли наблюдатель изучать экономику извне? Современные работы в области экономической социологии размывают классическое разделение и сочетание экономики и общества, приближая нас к ситуации, в которой каждый наблюдатель находится внутри общества, которое он описывает. Поведение финансовых акторов может быть проанализировано с помощью комбинации двух концептов, укоренённых в долгой истории и имеющих множество следствий, — «конкурса красоты» (beauty contest) и морального риска (moral hazard), после чего переведено на язык теории наблюдения (observation theory). Кейнсианский конкурс красоты может быть определён как систематическое распознавание наблюдений второго порядка: финансовые операторы наблюдают в первую очередь за другими наблюдателями и за наблюдениями этих последних. Результатом таких наблюдений становится ряд зацикленностей и прежде всего неразрешимая проблема морального риска, которая воспроизводится в сфере финансов в виде мертоновской модели саморазрушающегося и самоисполняющегося пророчеств.

Если финансы являются результатом наблюдений второго порядка, то их движение может быть объяснено посредством отсылки не к внешнему миру, а к наблюдению и его структурам. Отсылка к действительности в случае финансов всё чаще происходит c помощью рейтингов, которые говорят не о том, что собой представляет действительность, а о том, что наблюдают другие. Распространение рейтингов в последние десятилетия и сомнения по поводу их надёжности связываются в данной статье с обобщённым движением современного общества в сторону наблюдений второго порядка, которое не только порождает проблемы и вопросы особого рода, но также формирует структуры и ограничения.

Расширение границ

Глейзер Э. Л.
Триумф города: как наше величайшее изобретение делает нас богаче, умнее, экологичнее, здоровее и счастливее (перевод И. Кушнарёвой)
С. 75–94

Почему более половины населения земного шара сегодня предпочитают быть горожанами? Почему богатейшие и беднейшие люди мира нередко живут по соседству? Каким образом некогда могущественные города приходят в упадок? Почему лишь некоторые города способны выбраться из запустения и вернуть себе былую славу? На эти и другие непростые вопросы Э. Глейзер отвечает в своей увлекательной книге «Триумф города», фрагмент которой — «Заключение: плоский мир, высокий город» («Conclusion: Flat World, Tall City») — публикует журнал «Экономическая социология».

Дебютные работы

Евстратова А. П.
Память как товар: социальное конструирование спроса на рынке профессиональной фотосъёмки в Москве
С. 95–115

Работа посвящена рынку фотографии г. Москвы в сегменте свадебной, портретной съёмки и так называемому жанру lovestory (история любви). Фотографии, пользующиеся популярностью на рынке, могут дать представление о том, какие ценности существуют в современном обществе, каковы тенденции его развития. Мы рассмотрим фотографию с точки зрения смыслов, которыми её наделяют участники рынка фотографии (фотографы и их клиенты). Основной замысел статьи заключается в том, чтобы показать, как формируется спрос на фотографию со стороны потребителей, что делают фотографы для привлечения новых клиентов. В первую очередь поэтому мы обратились к основным социальным функциям фотографии, которые были выделены в предшествующих теоретических исследованиях. Помимо этого, большое значение для нас имеют исследования последних лет, связанные с самопрезентацией и созданием имиджа в социальных сетях, в том числе и с помощью фотографии. В статье также представлен экономико-социологический подход к изучению рынка фотографии, так как этот рынок обладает рядом особенностей по сравнению с другими. Для решения поставленных задач был использован метод полуструктурированных интервью с основными участниками рынка — фотографами и их клиентами (13 интервью). В качестве иллюстраций предпочтений потребителей при создании образа представлены результаты контент-анализа двухсот профессиональных фотографий пользователей социальных сетей. С помощью проведённого анализа данных сделана попытка объяснить разницу в предпочтениях фотографов и их клиентов, а также показать, что на рынке практически нет места для искусства и креатива.

Профессиональные обзоры

Старк Д.
Наблюдая сферу финансов как сеть наблюдений. Комментарий к статье Е. Эспозито
С. 116–124

Данный текст представляет собой комментарий к публикуемой в этом же номере журнала статье Е. Эспозито «Зацикленность экономики и наблюдения второго порядка: реальность рейтингов», в которой развивается теория наблюдения. Главный вопрос комментируемой статьи таков: как возможна калькуляция в третьей степени по Кейнсу (с попытками утвердить общепринятые мнения в качестве таковых) в условиях чудовищной зацикленности (когда старания предсказать будущее порождают ещё большую неопределённость)? Для Эспозито выходом из данной ситуации становятся рейтинги, которые создают стабильные основания для деятельности не потому, что они точны, но потому, что они очень видимы. Вторая часть работы Эспозито представляет собой наблюдение второго порядка. В ней иная точка зрения (взгляд теории наблюдения) используется для реинтерпретации Д. Старком, прошлых этнографических и сетевых исследований в области финансов.

Новые книги

Жихаревич Д. М., Резаев А. В.
Тупики и повороты исторического анализа раннего капитализма: «Капиталисты поневоле» Р. Лахмана. Рецензия на книгу: Лахман Р. 2010. Капиталисты поневоле: конфликт элит и экономические преобразования в Европе раннего Нового времени. М.: Изд. дом «Территория будущего»..
С. 125–136

Исследовательские проекты

Ибрагимова Д. Х.
Потребительские ожидания населения России: когортный анализ (1996–2010)
С. 137–142

Учебные программы

Линд Б. Э.
Economy and State (Хозяйство и государство)
С. 143–152

Конференции

XV Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества», 1–3 апреля 2014, Москва, Россия
С. 153–155

 
Rambler's Top100 rss