@ARTICLE{26589739_55581214_2012, author = {Н. В. Ссорин-Чайков}, keywords = {, дар, товар, перформативность, Мишель Каллон, Сибирь, государствоэкономическая антропология}, title = {Медвежья шкура и макароны: о социальной жизни вещей в сибирском совхозе и перформативности различий дара и товара}, journal = {Экономическая социология}, year = {2012}, volume = {13}, number = {2}, pages = {59-81}, url = {https://ecsoc.hse.ru/2012-13-2/55581214.html}, publisher = {}, abstract = {Статья посвящена проблеме множественности значений смыслов обмена и множественности отношений, которые строятся при помощи обмена. Автор имел возможность наблюдать, как акту обмена, в котором участвовал один и тот же предмет и те же люди в совхозе «Катонга» на севере Красноярского края, в процессе его совершения придавался разный смысл. В одном случае это действие интерпретировалось как торговля, а в другом — как дарение. В данной статье этот случай объясняется с точки зрения теории перформативности экономики Мишеля Каллона. Согласно Каллону, рыночные отношения перформативны по отношению к экономической науке и системам знания и власти, в которых экономика укоренена. Анализируя ситуацию, когда в Сибири преобразуются смыслы обмена («это — дар», «нет, это — рынок»), предлагается дополнить эту точку зрения понятием перформативности различия между отношениями рыночными и нерыночными. В статье рассматривается укоренённость именно этой перформативности в постсоветской Сибири, а также в более ранние периоды (в советской и царской колониальной экономике) как системы знания и власти. Данный тезис представляется также чрезвычайно важным и для антропологии, в которой различие между даром и товаром традиционно понимается не как перформативное, а как чисто описательное. В заключение, анализируются возможности конструктивного диалога между экономической социологией и антропологией в отношении методологии анализа «отдельно взятого случая».}, annote = {Статья посвящена проблеме множественности значений смыслов обмена и множественности отношений, которые строятся при помощи обмена. Автор имел возможность наблюдать, как акту обмена, в котором участвовал один и тот же предмет и те же люди в совхозе «Катонга» на севере Красноярского края, в процессе его совершения придавался разный смысл. В одном случае это действие интерпретировалось как торговля, а в другом — как дарение. В данной статье этот случай объясняется с точки зрения теории перформативности экономики Мишеля Каллона. Согласно Каллону, рыночные отношения перформативны по отношению к экономической науке и системам знания и власти, в которых экономика укоренена. Анализируя ситуацию, когда в Сибири преобразуются смыслы обмена («это — дар», «нет, это — рынок»), предлагается дополнить эту точку зрения понятием перформативности различия между отношениями рыночными и нерыночными. В статье рассматривается укоренённость именно этой перформативности в постсоветской Сибири, а также в более ранние периоды (в советской и царской колониальной экономике) как системы знания и власти. Данный тезис представляется также чрезвычайно важным и для антропологии, в которой различие между даром и товаром традиционно понимается не как перформативное, а как чисто описательное. В заключение, анализируются возможности конструктивного диалога между экономической социологией и антропологией в отношении методологии анализа «отдельно взятого случая».} }