TY - JOUR TI - Твоя последняя покупка, выбранная кем-то другим: как покупатели принимают решения на рынке ритуальных услуг T2 - Экономическая социология IS - Экономическая социология KW - эмоции KW - рынок ритуальных услуг KW - работа над отношениями KW - похороны как подарок KW - процесс принятия решений KW - социальная роль KW - культурный подход AB - Данная статья посвящена тому, как покупатели принимают решения на рынке ритуальных услуг, как структура социальных отношений влияет на рыночные трансакции и какую роль в этом процессе играют эмоции. Процесс принятия решений на рынке ритуальных услуг описывается в терминах социального взаимодействия. Физическая смерть индивида не влечёт за собой ликвидации его социальных ролей. Как известно, роль есть продукт социального взаимодействия, она рождается в социальной ситуации, поэтому индивид может быть участником социальных отношений даже после наступления смерти, оказывая влияние на решения, принимаемые его семьёй. Выбирая определённые товары и услуги, родственники демонстрируют своё отношение к умершему индивиду, а выгодоприобретателями в этом случае становятся похоронные компании. По мнению Вивианы Зелизер, люди, участвуя в любых экономических действиях, дифференцируют значимые социальные отношения. Доминирующей (хотя и не единственной) формой социальных отношений на рынке ритуальных услуг является процесс дарения, то есть организация и проведение похорон рассматриваются покупателями в категориях дара. Адекватность подарка и «достойность» похорон, выраженные в денежном эквиваленте, определяются ценностью умершего индивида для членов его семьи и сообщества в целом. Статья основана на результатах исследования, которое проводилось в 2009-2011  гг. в Москве и Санкт-Петербурге, а в 2011-2012  гг. в штате Массачусетс (США). AU - Е. Моисеева UR - https://ecsoc.hse.ru/2013-14-1/72823282.html PY - 2013 SP - 13-27 VL - 14