TY - JOUR TI - Институционализация социологии потребления в  России T2 - Экономическая социология IS - Экономическая социология KW - учебный план KW - академическое сообщество KW - советская и постсоветская Россия KW - потребление KW - институционализация KW - социология потребления AB - Статья посвящена исследованию процесса институционализации социологии потребления в России. Под институционализацией понимается процесс становления социологии потребления как автономного научного знания, учебной дисциплины и научного сообщества. Опираясь на анализ печатных материалов (журналы и книги по социологии и потреблению), а также на данные экспертных интервью, автор статьи рассматривает развитие социологии потребления (тематик исследования и подходов) в советской и постсоветской России, изучает процесс появления и особенности функционирования этой отрасли социологии как университетской дисциплины и анализирует сообщество учёных, занимающихся исследованиями в сфере потребления. Вкачестве выводов отмечается, что социология потребления находится в процессе формирования. Её активная институционализация началась в 1990-егг., но на протяжении всего XXвека проводились исследования, которые касались сферы потребления. В настоящее время доминируют два подхода к изучению потребления в России: экономико-социологический и социокультурный. Социология потребления как университетская дисциплина начала появляться в учебных планах российских вузов в конце 1990-хгг. Впоследние годы она выступала как дисциплина профессионального цикла, что, с одной стороны, способствовало определённой стандартизации. Однако, с другой стороны, у преподавателей по-прежнему есть свобода определять её содержание. Что касается сообщества, то эксперты отмечают: этой области не хватает «сильного промоутера», но существуют отдельные лидеры и «точки роста» в разных университетах страны, которые развивают социологию потребления и способствуют её институционализации. AU - О. Ю. Гурова UR - https://ecsoc.hse.ru/2014-15-2/118767379.html PY - 2014 SP - 24-64 VL - 15