@ARTICLE{26589739_210172081_2017, author = {В. А. Аникин}, keywords = {, человеческий капитал, образование, квалификация, социальные навыки, мотивация, интеллектуальная экономика, социально-экономическое развитиемодернизация}, title = {Человеческий капитал: становление концепции и основные трактовки}, journal = {Экономическая социология}, year = {2017}, month = {Сентябрь}, volume = {18}, number = {4}, pages = {120-156}, url = {https://ecsoc.hse.ru/2017-18-4/210172081.html}, publisher = {}, abstract = {Работа посвящена генезису теории человеческого капитала, её операцио- нализации и внутреннему развитию. На широком материале классических и современных исследований показано, как изменения в экономиках развитых стран приводили к развитию теории человеческого капитала и расширению индикаторов этого понятия. Дана периодизация становления теории человеческого капитала. Автор предлагает пять этапов: (1) доиндустриальный период (вплоть до XVIII века); (2) этап массового обучения (XIX — первая половина XX века); (3) позднеиндустриальный этап (1960- 1970-е гг., собственно период оформления ядра теории человеческого капитала); (4) первый постиндустриальный этап (1980-2000-е гг.); (5) второй постиндустриальный этап, или современный период (2000-2010-е гг.). В работе представлена критика узкой трактовки теории человеческого капитала, до сих пор доминирующая в работах экономистов. Опираясь на наработки теории человеческого потенциала, автор актуализирует необходимость рассмотрения человеческого капитала в контексте национального развития, а также более активного перехода к широкой трактовке понятия «человеческий капитал», тем более, что это предусматривает ядро данной теории. Показано, что традиционная трактовка человече- ского капитала только как совокупности знаний и навыков не просто не соответствует текущей ситуации в экономике, но и может оказаться крайне вредной для общества, если будет принята за основу государственной политики по его формированию и наращиванию. Данное исследование может быть полезно как экономистам, так и социологам, заинтересован- ным в индикаторах человеческого капитала, а также оценках его роли в социально-экономическом развитии страны.}, annote = {Работа посвящена генезису теории человеческого капитала, её операцио- нализации и внутреннему развитию. На широком материале классических и современных исследований показано, как изменения в экономиках развитых стран приводили к развитию теории человеческого капитала и расширению индикаторов этого понятия. Дана периодизация становления теории человеческого капитала. Автор предлагает пять этапов: (1) доиндустриальный период (вплоть до XVIII века); (2) этап массового обучения (XIX — первая половина XX века); (3) позднеиндустриальный этап (1960- 1970-е гг., собственно период оформления ядра теории человеческого капитала); (4) первый постиндустриальный этап (1980-2000-е гг.); (5) второй постиндустриальный этап, или современный период (2000-2010-е гг.). В работе представлена критика узкой трактовки теории человеческого капитала, до сих пор доминирующая в работах экономистов. Опираясь на наработки теории человеческого потенциала, автор актуализирует необходимость рассмотрения человеческого капитала в контексте национального развития, а также более активного перехода к широкой трактовке понятия «человеческий капитал», тем более, что это предусматривает ядро данной теории. Показано, что традиционная трактовка человече- ского капитала только как совокупности знаний и навыков не просто не соответствует текущей ситуации в экономике, но и может оказаться крайне вредной для общества, если будет принята за основу государственной политики по его формированию и наращиванию. Данное исследование может быть полезно как экономистам, так и социологам, заинтересован- ным в индикаторах человеческого капитала, а также оценках его роли в социально-экономическом развитии страны.} }