@ARTICLE{26589739_212534232_2017, author = {М. М. Соколов and . Ю. Казанцев and }, keywords = {, методология социологического исследования, опросы, выборка, репрезентативность, квотыкультурное потребление}, title = {Типы опросов, выборочные смещения и эффекты квоты: результаты эксперимента с трёхосновной выборкой в российском мегаполисе}, journal = {Экономическая социология}, year = {2017}, month = {ноябрь}, volume = {18}, number = {5}, pages = {87-110}, url = {https://ecsoc.hse.ru/2017-18-5/212534232.html}, publisher = {}, abstract = {В статье анализируется влияние способа проведения опроса населения российского мегаполиса (по мобильным и стационарным телефонам, уличный опрос посетителей сетевых продуктовых магазинов) (N = 2100, для каждой из подвыборок N = 700) на его результаты. Мы анализируем также влияние введения квот на характеристики выборочной совокупности и показываем, что (а) достижимость респондентов по стационарным телефонам существенно определяется характеристиками стиля жизни, который связан с полом и возрастом (в первую очередь избыточная представленность пенсионеров); (b) достижимость респондентов по мобильным телефонам определяется факторами, связанными с образованием и культурным капиталом; (c) в большинстве случаев введение демографических квот ведёт к общей конвергенции результатов, полученных с помощью всех форм опросов, и в первую очередь — нивелированием смещений при опросе по стационарным телефонам, однако из этого правила есть исключения, в частности — дивергенция по доходам возрастает; (d) общая конвергенция показателей выборочной совокупности после введения демографических квот не гарантирует приближения к истинным значениям генеральной совокупности, поскольку не устраняет факторов, влияющих на достижимость по всем каналам (например, факторы, связанные с характером занятости), и есть основания считать, что влияние этих факторов может возрастать, делая общие оценки некоторых переменных менее точными. Кроме того, мы констатируем следующее: (1) вероятно, существуют проблемы искренности, которые минимальны в случае анонимного уличного опроса; (2) выборочные смещения, зависящие от метода, могут затрагивать не только оценки отдельных переменных, но и их статистические связи.}, annote = {В статье анализируется влияние способа проведения опроса населения российского мегаполиса (по мобильным и стационарным телефонам, уличный опрос посетителей сетевых продуктовых магазинов) (N = 2100, для каждой из подвыборок N = 700) на его результаты. Мы анализируем также влияние введения квот на характеристики выборочной совокупности и показываем, что (а) достижимость респондентов по стационарным телефонам существенно определяется характеристиками стиля жизни, который связан с полом и возрастом (в первую очередь избыточная представленность пенсионеров); (b) достижимость респондентов по мобильным телефонам определяется факторами, связанными с образованием и культурным капиталом; (c) в большинстве случаев введение демографических квот ведёт к общей конвергенции результатов, полученных с помощью всех форм опросов, и в первую очередь — нивелированием смещений при опросе по стационарным телефонам, однако из этого правила есть исключения, в частности — дивергенция по доходам возрастает; (d) общая конвергенция показателей выборочной совокупности после введения демографических квот не гарантирует приближения к истинным значениям генеральной совокупности, поскольку не устраняет факторов, влияющих на достижимость по всем каналам (например, факторы, связанные с характером занятости), и есть основания считать, что влияние этих факторов может возрастать, делая общие оценки некоторых переменных менее точными. Кроме того, мы констатируем следующее: (1) вероятно, существуют проблемы искренности, которые минимальны в случае анонимного уличного опроса; (2) выборочные смещения, зависящие от метода, могут затрагивать не только оценки отдельных переменных, но и их статистические связи.} }