@ARTICLE{26589739_278706885_2019, author = {Д. О. Стребков and А. В. Шевчук and А. А. Лукина and Е. Г. Мелианова and А. В. Тюлюпо}, keywords = {}, title = {Социальные факторы выбора контрагентов на бирже удалённой работы: исследование конкурсов с помощью «больших данных»}, journal = {Экономическая социология}, year = {2019}, month = {Май}, volume = {20}, number = {3}, pages = {25-65}, url = {https://ecsoc.hse.ru/2019-20-3/278706885.html}, publisher = {}, abstract = {Принципиальной организационной инновацией информационной эпохи стало появление «электронных рынков» — торговых онлайн-площадок, призванных повысить эффективность взаимодействия между продавцами и покупателями товаров и услуг. Одним из примеров электронного рынка являются биржи удалённой работы, позволяющие самозанятым профессионалам (фрилансерам) и их заказчикам быстро и с небольшими издержками найти контрагента в любом уголке мира. Биржи удалённой работы существенно изменяют ландшафт занятости и трудовые отношения, актуализируя задачу изучения внедряемых ими контрактных практик и механизмов. При этом, как и любые другие интернет-сайты, биржи удалённой работы фиксируют огромные массивы разнообразной информации о пользователях и их действиях. Используя подобные «большие данные», мы провели исследование факторов победы в конкурсах для фрилансеров на бирже удалённой работы. Конкурс является одним из популярных механизмов отбора фрилансеров, подразумевающим открытое состязание между кандидатами по выполнению поставленной организатором конкурса (заказчиком) задачи с определением победителя и выплатой ему вознаграждения. В исследовании использованы открытые данные о конкурсах, проводившихся с ноября 2009 г. по ноябрь 2018 г. на одной из крупнейших русскоязычных бирж удалённой работы, собранные в автоматическом режиме при помощи технологии парсинга (от англ. parsing). Итоговая выборка включала 6169 конкурсов, в которых в совокупности приняли участие 335 613 человек, а число уникальных участников составило 45 174 человека. Результаты исследования свидетельствуют об отсутствии устойчивых признаков дискриминации на основании социально-демографических характеристик, а также о важной роли формализированной репутации (воплощённой в рейтингах и отзывах) и коммуникации между фрилансером и заказчиком (в форме взаимных комментариев), повышающих шансы фрилансера стать победителем в конкурсе. В статье также обсуждаются методологические проблемы, возникающие при работе с «большими данными». В целом данное исследование конкурсов на бирже удалённой работы позволяет глубже понять роль социальных факторов в функционировании новой электронной экономики на основе «больших данных», порождаемых самой этой экономикой.}, annote = {Принципиальной организационной инновацией информационной эпохи стало появление «электронных рынков» — торговых онлайн-площадок, призванных повысить эффективность взаимодействия между продавцами и покупателями товаров и услуг. Одним из примеров электронного рынка являются биржи удалённой работы, позволяющие самозанятым профессионалам (фрилансерам) и их заказчикам быстро и с небольшими издержками найти контрагента в любом уголке мира. Биржи удалённой работы существенно изменяют ландшафт занятости и трудовые отношения, актуализируя задачу изучения внедряемых ими контрактных практик и механизмов. При этом, как и любые другие интернет-сайты, биржи удалённой работы фиксируют огромные массивы разнообразной информации о пользователях и их действиях. Используя подобные «большие данные», мы провели исследование факторов победы в конкурсах для фрилансеров на бирже удалённой работы. Конкурс является одним из популярных механизмов отбора фрилансеров, подразумевающим открытое состязание между кандидатами по выполнению поставленной организатором конкурса (заказчиком) задачи с определением победителя и выплатой ему вознаграждения. В исследовании использованы открытые данные о конкурсах, проводившихся с ноября 2009 г. по ноябрь 2018 г. на одной из крупнейших русскоязычных бирж удалённой работы, собранные в автоматическом режиме при помощи технологии парсинга (от англ. parsing). Итоговая выборка включала 6169 конкурсов, в которых в совокупности приняли участие 335 613 человек, а число уникальных участников составило 45 174 человека. Результаты исследования свидетельствуют об отсутствии устойчивых признаков дискриминации на основании социально-демографических характеристик, а также о важной роли формализированной репутации (воплощённой в рейтингах и отзывах) и коммуникации между фрилансером и заказчиком (в форме взаимных комментариев), повышающих шансы фрилансера стать победителем в конкурсе. В статье также обсуждаются методологические проблемы, возникающие при работе с «большими данными». В целом данное исследование конкурсов на бирже удалённой работы позволяет глубже понять роль социальных факторов в функционировании новой электронной экономики на основе «больших данных», порождаемых самой этой экономикой.} }