TY - JOUR TI - Повседневная мобильность молодёжи в небольших уральских городах T2 - Экономическая социология IS - Экономическая социология KW - повседневная мобильность KW - транспортная сеть KW - агломерация KW - маятниковая мобильность KW - молодёжь KW - интернет-активаторы мобильности AB - В статье рассматриваются практики повседневной мобильности молодёжи средних моногородов Свердловской области — Ревды и Краснотурьинска. Оба города входят в орбиты агломераций, одна из которых формируется вокруг Екатеринбурга, а другая — на севере области. Сходные по размерам, эти города находятся на близком (Ревда) и дальнем (Краснотурьинск) расстоянии от областного центра. Население Ревды растёт, а Краснотурьинска, наоборот, уменьшается. Практики повседневной мобильности населения этих городов зависят от существующей транспортной сети, различных дефицитов, информационных ресурсов. Нас интересуют два выражения повседневной транспортной мобильности: внутренняя, связывающая места в рамках городского пространства, и внешняя, объединяющая различные поселения. Практики мобильности складываются в траектории и маршруты, которые становятся элементами городских пространств и заполняют собой транспортную инфраструктуру территории, придавая ей социальную значимость и своеобразный «вес» в зависимости от того, кто и как часто эти траектории актуализирует. В фокусе исследования — опыт молодых горожан, поскольку именно они, во-первых, транслируют сложившиеся в городе оценки транспортной ситуации; во-вторых, активно передвигаются по городу как с родителями и (или) родственниками, так и с друзьями или в одиночку; в-третьих, именно молодёжь, особенно после окончания школы, создаёт поток исходящей мобильности. Проведённые в течение 2018 г. 60 индивидуальных полуформализованных интервью с экспертами и жителями изучаемых городов, 11 групповых дискуссий среди старшеклассников и студентов колледжей (224 участника) с применением рисуночных техник составляют эмпирическую базу исследования. Привлекательность для молодёжи таких территорий, как Ревда и Краснотурьинск, во многом основана на разнообразии мест и возможности наделять часть из них новыми смыслами. Результаты исследования показывают, что пространство своего города рассматривается молодыми людьми как освоенное и известное, а это усиливает интерес к другим, менее знакомым территориям. Расширение возможностей мобильности в формате агломераций не способствует намерениям школьников вернуться в родной город после получения профессионального образования, что создаёт проблему в обеспечении предприятий кадрами необходимой квалификации. Таким образом, развитие повседневной мобильности молодёжи не является оппозицией территориальной укоренённости и привязанности, но способствует возникновению новых вызовов для развития локального, регионального и межрегионального рынка труда. AU - Н. В. Веселкова AU - М. Н. Вандышев AU - Е. В. Прямикова AU - А. В. Данилова UR - https://ecsoc.hse.ru/2019-20-4/308210479.html PY - 2019 SP - 78-113 VL - 20