TY - JOUR TI - «Социальная стратегия» Миколая Пискорски — рецепт извлечения прибыли из интернет-платформ, к которому у социолога остаётся много вопросов.
Рецензия на книгу: Piskorski M. J. 2016. A Social Strategy: How We Profit from Social Media. Princeton, NJ: Princeton University Press. 275 p. T2 - Экономическая социология IS - Экономическая социология KW - интернет-платформы KW - социальные неудачи KW - издержки взаимодействия KW - социальные решения KW - социальные стратегии KW - критика KW - интернет-исследования AB - Миколай Пискорски в книге с довольно обманчивым названием (медиа его совершенно не интересуют) предлагает подход к анализу взаимодействия людей и оценке эффективности интернет-платформ, с помощью которого читатели должны научиться их использовать для извлечения прибыли. Взаимодействие людей рассматривается как рациональное поведение в терминах выгоды и издержек — эти последние, как считает Пискорски, и должны снижать интернет-платформы. Предполагается, взамен того что компании помогают людям общаться друг с другом с помощью социальных платформ, пользователи будут готовы сделать что-то для компаний — платить больше за их продукты или же выполнять бесплатную работу (приводить новых клиентов, генерировать контент). Пискорски демонстрирует, как работает его подход, анализируя сами интернетплатформы (например, Facebook*, Twitter, дейтинговые приложения, LinkedIn**) и показывая примеры бизнес-стратегий разных компаний (например, American Express, Nike), в которых используются платформы. Несмотря на то что книга производит впечатление ориентированной не только (и, кажется, не столько) на академическую аудиторию, сколько на практиков, у автора есть амбиции повлиять своей работой и на экономистов, и на социологов. В связи с этим рецензент ставит перед собой задачу рассмотреть книгу Пискорски с точки зрения её положения в пространстве социальных наук. Сам Пискорски видит новизну своего подхода во внимании к социальному, к взаимодействиям и социальным нормам, однако книга остаётся глубоко экономической по своей сути и поэтому может подвергнуться классической социологической критике, то есть может быть встречена упрёками в слишком универсалистских заявлениях и нечувствительности к контекстам. Эти свойства подхода Пискорски временами идут в ущерб анализу разнообразных и чрезвычайно любопытных данных и оставляют пространство для критического комментария из поля интернет-исследований, к которым и обращается автор рецензии.* Проект принадлежит Meta Platforms Inc., которая признана экстремистской организацией и чья деятельность запрещена на территории РФ. **Социальная сеть внесена Роскомнадзором в реестр нарушителей прав субъектов персональных данных на территории РФ. AU - О. Е. Дорофеева UR - https://ecsoc.hse.ru/2019-20-4/308273729.html PY - 2019 SP - 126-138 VL - 20