TY - JOUR TI - Доверие vs дезориентация: экономика русскоязычных «мигрантских» групп в социальных сетях T2 - Экономическая социология IS - Экономическая социология KW - «мигрантская» экономика KW - маргинальность KW - социальные медиа KW - доверие KW - социальный капитал KW - цифровые сообщества AB - В статье рассматриваются экономические практики, представленные в русскоязычных «мигрантских» группах в социальной сети «ВКонтакте». Под мигрантскими понимаются группы, которые позиционируются как коммуникационные площадки мигрантов, что отражено либо в названии группы (например, «Вестник мигранта») либо упомянуто в её описании. Мигрантские группы довольно распространённое явление: практически к каждому крупному российскому городу привязаны цифровые сообщества, позиционирующие себя как площадки для обсуждения миграционной тематики. Социальные медиа играют огромную роль в миграционных процессах, выступая как инструмент минимизации информационного дефицита, как один из действенных механизмов интеграции. Среди ключевых функций мигрантских социальных медиа — частичная компенсация дефицита социального капитала в принимающей стране; следовательно — минимизация связанных с тем или иным этапом миграционного процесса затрат и рисков. В то же время русскоязычные мигрантские цифровые сообщества редко попадают в исследовательское поле зрения. В связи с этим возникает вопрос: выполняют ли мигрантские площадки в российских социальных сетях те же функции? Можно ли говорить о существовании мигрантской экономики в русскоязычных цифровых медиа, и что она из себя представляет? Можно ли в принципе рассчитывать на извлечение из русскоязычных «мигрантских» площадок сколь-нибудь ценной информации об экономической активности мигрантов, учитывая все связанные с качественными исследованиями цифровых сообществ сложности? Поиск ответов на эти вопросы стал целью настоящего исследования. Были отобраны 40 русскоязычных групп в социальной сети «ВКонтакте», которые позиционировались как мигрантские. Затем был проведён поиск и анализ сообщений, содержащих упоминания о купле-продаже, обмене, аренде, дарении вещей, услуг и информации. В результате удалось построить несколько обобщений. В частности, «мигрантскую» экономику в сети «ВКонтакте» можно разделить на две категории — экономику «для мигрантов», и экономику «на мигрантах». И та, и другая связана с дефицитом информации и социального капитала. В первую группу мы отнесли практики безвозмездного предоставления «своим» информации и услуг, позволяющих отчасти ликвидировать этот дефицит или снизить издержки при его получении. Во вторую группу были отнесены практики, эксплуатирующие дефицит социального капитала мигрантов. AU - Д. О. Тимошкин UR - https://ecsoc.hse.ru/2019-20-5/320584598.html PY - 2019 SP - 53-73 VL - 20