@ARTICLE{26589739_320584914_2019, author = {А. Я. Рубинштейн}, keywords = {, театр, социологические исследования, предпочтения зрителей, посещаемость, цены, бюджетное финансирование, зарплатадоступность}, title = {Театр, зритель и государство: 12 комментариев экономиста}, journal = {Экономическая социология}, year = {2019}, volume = {20}, number = {5}, pages = {98-149}, url = {https://ecsoc.hse.ru/2019-20-5/320584914.html}, publisher = {}, abstract = {В статье представлены результаты «Первого всероссийского социологического опроса театральных зрителей», охватившего все федеральные округа и субъекты Российской Федерации, почти 200 городов, в которых «прописаны» более 90% всех профессиональных театров, в отношении которых высказали своё мнение более 12 тыс. респондентов, ответивших на вопросы специально разработанной анкеты, размещённой на сайтах региональных отделений Союза театральных деятелей, специальных сайтах продажи театральных билетов и собственных сайтах театров, а также на сайтах ряда высших учебных заведений. В работе представлены впервые выявленные предпочтения публики, её отношение к репертуарной афише российских театров, к традиционным и новаторским постановкам, к творческому составу театров и расширению его функций, в том числе к демонстрации спектаклей в кинотеатрах. Принципиально новым результатом является измеренная зрительская оценка творческого потенциала российских театров, что дало возможность выяснить основные причины, мешающие его полной реализации. Полученная социологическая информация, характеризующая оценки и поведение театральных зрителей, и результаты экономического анализа с использованием данных официальной статистики позволили комплексно взглянуть на весь процесс создания спектаклей и их публичной демонстрации, на производство и потребление театральных благ, а также на взаимоотношения государственных и муниципальных театров с их учредителями, которые, выполняя свои бюджетные обязательства, финансируют театральную деятельность. Показано, что из-за бюджетного недофинансирования театров и коммерциализации их деятельности, вызвавших сверхинфляционный рост цен на билеты, около 30% зрителей (при их нынешнем уровне дохода) испытывают материаль-ные трудности посещения спектаклей. Более всего «страдают» студенты и пенсионеры, что не только ухудшает качество их жизни, но и оказывает негативное влияние на воспроизводство театральной аудитории. На основе построения эконометрической модели сформулированы рекомендации, направленные на создание условий для наиболее полной реализации театрального потенциала и роста посещаемости.}, annote = {В статье представлены результаты «Первого всероссийского социологического опроса театральных зрителей», охватившего все федеральные округа и субъекты Российской Федерации, почти 200 городов, в которых «прописаны» более 90% всех профессиональных театров, в отношении которых высказали своё мнение более 12 тыс. респондентов, ответивших на вопросы специально разработанной анкеты, размещённой на сайтах региональных отделений Союза театральных деятелей, специальных сайтах продажи театральных билетов и собственных сайтах театров, а также на сайтах ряда высших учебных заведений. В работе представлены впервые выявленные предпочтения публики, её отношение к репертуарной афише российских театров, к традиционным и новаторским постановкам, к творческому составу театров и расширению его функций, в том числе к демонстрации спектаклей в кинотеатрах. Принципиально новым результатом является измеренная зрительская оценка творческого потенциала российских театров, что дало возможность выяснить основные причины, мешающие его полной реализации. Полученная социологическая информация, характеризующая оценки и поведение театральных зрителей, и результаты экономического анализа с использованием данных официальной статистики позволили комплексно взглянуть на весь процесс создания спектаклей и их публичной демонстрации, на производство и потребление театральных благ, а также на взаимоотношения государственных и муниципальных театров с их учредителями, которые, выполняя свои бюджетные обязательства, финансируют театральную деятельность. Показано, что из-за бюджетного недофинансирования театров и коммерциализации их деятельности, вызвавших сверхинфляционный рост цен на билеты, около 30% зрителей (при их нынешнем уровне дохода) испытывают материаль-ные трудности посещения спектаклей. Более всего «страдают» студенты и пенсионеры, что не только ухудшает качество их жизни, но и оказывает негативное влияние на воспроизводство театральной аудитории. На основе построения эконометрической модели сформулированы рекомендации, направленные на создание условий для наиболее полной реализации театрального потенциала и роста посещаемости.} }