TY - JOUR TI - Конспирологическое мышление: понятие, измерение и факторы T2 - Экономическая социология IS - Экономическая социология KW - теории заговора KW - конспирология KW - мышление KW - неопределённость KW - риск KW - доверие KW - медиапотребление KW - фейковые новости AB - В статье представлен обзор литературы, посвящённой конспирологическому мышлению. Хотя консенсус в отношении определения данного понятия отсутствует, исследователи, как правило, обращают внимания на следующие сходные аспекты: вера в секретные и тайные действия; наличие группы заинтересованных лиц, влияющих на мировые процессы или скрывающих информацию о чем-либо; ложный или неправдоподобный характер теорий заговора. Существуют два принципиально разных подхода для измерения конспирологического мышления: (1) с точки зрения согласия с рядом реальных теорий заговора; (2) в общих терминах, без ссылки на конкретные теории заговора. Каждый из них имеет серьёзные ограничения как специфические (например, произвольность выбора теорий заговора для первого подхода и отсутствие одномерности шкал — для второго), так и общие (сложность использования шкал в сравнительных международных исследованиях). В обзоре приведены примеры инструментария, соответствующего каждому из подходов. Факторы, влияющие на веру в теории заговора, могут быть разделены на психологические и социальные. Конспирологические убеждения более свойственны людям с высокой тревожностью, низкой самооценкой и менее развитыми аналитическими способностями. Кроме того, в теории заговора чаще верят люди с низким социальным статусом и уровнем образования, невысоким уровнем генерализированного и политического доверия, принадлежащие к краям идеологического спектра, а также потребляющие информацию из глянцевых журналов и социальных сетей. Роль возраста и религиозности менее однозначна. AU - А. Д. Казун UR - https://ecsoc.hse.ru/2022-23-2/580912353.html PY - 2022 SP - 91-117 VL - 23