@ARTICLE{26589739_638089235_2022, author = {Е. Ф. Гладун and С. Нистен-Хаарала and С. А. Тулаева and О. В. Захарова}, keywords = {}, title = {Экономика коренных народов в арктических регионах: традиции и трансформации(на примере России, Финляндии, США)}, journal = {Экономическая социология}, year = {2022}, month = {май}, volume = {23}, number = {3}, pages = {11-41}, url = {https://ecsoc.hse.ru/2022-23-3/638089235.html}, publisher = {}, abstract = {Статья посвящена проблеме соотношения экономики и культуры коренных малочисленных народов Севера и рассматривает изменения в традиционном образе жизни и хозяйствования. Трансформации анализируются в рамках концепции «экономика коренных народов» (Indigenous economy), которая была введена в академическую дискуссию во второй половине ХХ века. Под экономикой коренных народов понимают хозяйственную деятельность, связанную с сохранением идентичности коренных жителей. Она базируется на традиционном природопользовании, на знании природы, фолклора, владении языком, социальными нормами и представлениями. В то же время активное включение коренных сообществ в рыночные отношения ведёт к значимым социальным и экономическим трансформациям их жизни. Это вызывает дискуссии в отношении дальнейших траекторий развития, которые сводятся к вопросу о том, как сохранить уникальную культуру коренного населения в условиях рынка. В данной работе рассматриваются три различные модели развития экономики коренных народов Арктики на примере России, Финляндии и США. В России сохраняется патерналистская модель, в которой значимую роль играет государство, оказывающее поддержку коренному населению и ориентированное на консервацию традиционной культуры. В Финляндии доминирует рыночная модель, подразумевающая коммерциализацию традиционного хозяйства. США представляют смешанную модель, сочетающую рыночные механизмы и патернализм. Также в статье рассматривается, как выбранный государством путь развития повлиял на социальные и культурные аспекты жизни коренного населения. Эти аспекты связаны с изменившимся отношением к природе, развитием новых культурных паттернов, появлением новых культурно окрашенных видов хозяйственной деятельности. Исследование выполнено на основе качественной методологии. Основными методами исследования стали полуструктурированные интервью, наблюдения в местах проживания коренного населения, анализ документов.}, annote = {Статья посвящена проблеме соотношения экономики и культуры коренных малочисленных народов Севера и рассматривает изменения в традиционном образе жизни и хозяйствования. Трансформации анализируются в рамках концепции «экономика коренных народов» (Indigenous economy), которая была введена в академическую дискуссию во второй половине ХХ века. Под экономикой коренных народов понимают хозяйственную деятельность, связанную с сохранением идентичности коренных жителей. Она базируется на традиционном природопользовании, на знании природы, фолклора, владении языком, социальными нормами и представлениями. В то же время активное включение коренных сообществ в рыночные отношения ведёт к значимым социальным и экономическим трансформациям их жизни. Это вызывает дискуссии в отношении дальнейших траекторий развития, которые сводятся к вопросу о том, как сохранить уникальную культуру коренного населения в условиях рынка. В данной работе рассматриваются три различные модели развития экономики коренных народов Арктики на примере России, Финляндии и США. В России сохраняется патерналистская модель, в которой значимую роль играет государство, оказывающее поддержку коренному населению и ориентированное на консервацию традиционной культуры. В Финляндии доминирует рыночная модель, подразумевающая коммерциализацию традиционного хозяйства. США представляют смешанную модель, сочетающую рыночные механизмы и патернализм. Также в статье рассматривается, как выбранный государством путь развития повлиял на социальные и культурные аспекты жизни коренного населения. Эти аспекты связаны с изменившимся отношением к природе, развитием новых культурных паттернов, появлением новых культурно окрашенных видов хозяйственной деятельности. Исследование выполнено на основе качественной методологии. Основными методами исследования стали полуструктурированные интервью, наблюдения в местах проживания коренного населения, анализ документов.} }