@ARTICLE{26589739_776562547_2022, author = {А. В. Швецова and И. А. Симонова and А. Г. Оболенская and М. С. Кривощёкова}, keywords = {, гендерный анализ, материнство, экономическое поведениеИнтернет}, title = {Онлайн-практики экономического поведения российских женщин в период декретного отпуска}, journal = {Экономическая социология}, year = {2022}, month = {сентябрь}, volume = {23}, number = {4}, pages = {12-36}, url = {https://ecsoc.hse.ru/2022-23-4/776562547.html}, publisher = {}, abstract = {В статье анализируется возрастающее значение визуального контента в повседневной жизни россиянок, имеющих детей в возрасте до трёх лет, и предлагаются методы исследования визуальных социальных сетей как графического, так и межтекстового контента. Основываясь на теории социального конструирования гендера, авторы вводят понятие «нематеринские практики молодых матерей»2, определяя его как совокупность действий женщин в период декретного отпуска, направленных на удовлетворение социальных, экономических, психологических потребностей и возникающих вследствие отмены привычного ритма жизни. Значительная часть этих практик реализуется в онлайн-пространстве, что позволяет преодолеть социальную изоляцию этого периода. Мы проанализировали 720 аккаунтов в социальных сетях, чтобы понять, каково тематическое поле современного материнского сообщества и какие виды экономической активности в нём реализуются. Результаты исследования представляют собой классификацию онлайн-практик молодых матерей, реализуемых в социальных сетях и направленных на получение экономического эффекта. В основе классификации лежит принцип доминирующей агентности — реальной или виртуальной, на основании чего были выделены две группы. Особенностью первой группы является выбор практик, направленных на создание продукта или оказание услуг в непосредственном взаимодействии с потребителем (преобладают производство продуктов питания, изготовление одежды, парикмахерские и косметологические услуги, образование и творчество), причём социальная сеть выступает как способ продвижения товара или услуги. Вторая группа сосредоточена на непосредственном использовании цифровой среды как экономического ресурса (блогерство, онлайн-консультации, сетевой маркетинг). Большинство практик основаны на стремлении женщин к общению, к самореализации и заработку, что объяснимо с точки зрения гендерного анализа и экономических реалий. Однако некоторые действия могут иметь проблемные социокультурные последствия. Рискогенность цифровой среды связана с психологическими последствиями, в том числе с формированием интернет-зависимости, а также с негативными экономическими эффектами (уязвимость молодых матерей перед интернет-мошенничеством, несоответствие временны´х и трудовых затрат с получаемой прибылью). Основной вывод статьи заключается в том, что изучение экономических онлайн-практик женщин в период декретного отпуска в фокусе нематеринских практик является перспективным и стратегически значимым направлением исследований ландшафта современного материнства.}, annote = {В статье анализируется возрастающее значение визуального контента в повседневной жизни россиянок, имеющих детей в возрасте до трёх лет, и предлагаются методы исследования визуальных социальных сетей как графического, так и межтекстового контента. Основываясь на теории социального конструирования гендера, авторы вводят понятие «нематеринские практики молодых матерей»2, определяя его как совокупность действий женщин в период декретного отпуска, направленных на удовлетворение социальных, экономических, психологических потребностей и возникающих вследствие отмены привычного ритма жизни. Значительная часть этих практик реализуется в онлайн-пространстве, что позволяет преодолеть социальную изоляцию этого периода. Мы проанализировали 720 аккаунтов в социальных сетях, чтобы понять, каково тематическое поле современного материнского сообщества и какие виды экономической активности в нём реализуются. Результаты исследования представляют собой классификацию онлайн-практик молодых матерей, реализуемых в социальных сетях и направленных на получение экономического эффекта. В основе классификации лежит принцип доминирующей агентности — реальной или виртуальной, на основании чего были выделены две группы. Особенностью первой группы является выбор практик, направленных на создание продукта или оказание услуг в непосредственном взаимодействии с потребителем (преобладают производство продуктов питания, изготовление одежды, парикмахерские и косметологические услуги, образование и творчество), причём социальная сеть выступает как способ продвижения товара или услуги. Вторая группа сосредоточена на непосредственном использовании цифровой среды как экономического ресурса (блогерство, онлайн-консультации, сетевой маркетинг). Большинство практик основаны на стремлении женщин к общению, к самореализации и заработку, что объяснимо с точки зрения гендерного анализа и экономических реалий. Однако некоторые действия могут иметь проблемные социокультурные последствия. Рискогенность цифровой среды связана с психологическими последствиями, в том числе с формированием интернет-зависимости, а также с негативными экономическими эффектами (уязвимость молодых матерей перед интернет-мошенничеством, несоответствие временны´х и трудовых затрат с получаемой прибылью). Основной вывод статьи заключается в том, что изучение экономических онлайн-практик женщин в период декретного отпуска в фокусе нематеринских практик является перспективным и стратегически значимым направлением исследований ландшафта современного материнства.} }