@ARTICLE{26589739_799342204_2022, author = {Т. Веблен}, keywords = {, показное потребление, непроизводительное потребление, показное расточительство, дамское платье, социология потребленияТорстейн Веблен}, title = {Экономическая теория дамского платья}, journal = {Экономическая социология}, year = {2022}, month = {ноябрь}, volume = {23}, number = {5}, pages = {37-44}, url = {https://ecsoc.hse.ru/2022-23-5/799342204.html}, publisher = {}, abstract = {Предлагаемый текст представляет собой перевод очерка Торстейна Веблена (1894 г.), в котором он иронически описывает социальные практики, связанные с покупкой дамского платья и его ношением. В литературе есть немало отсылок к этой интересной работе, но её перевод на русский язык нам не встречался, и мы решили восполнить пробел. «Экономическая теория дамского платья» была написана для ежемесячника «Popular Science Monthly». Как и некоторые другие тексты Веблена, этот очерк впервые увидел свет в научно-популярном периодическом издании, что не уменьшает его ценности для исследователя. Впоследствии очерк перепечатывался в сборниках и других известных изданиях. Так, право на настоящий перевод для журнала «Экономическая социология» предоставлено издательством Дьюкского университета (Duke University Press) по книге, вышедшей в 2000 г. Сам Веблен не написал для своего очерка аннотацию: видимо, в том журнале это не было принято, да и жить автору посчастливилось до появления международных библиометрических баз с их формальными требованиями (аннотация, ключевые слова и проч.). Данное предисловие не претендует на полноту отражения основных мыслей и посылов автора. «Экономическая теория дамского платья» (как и ставшая классикой «Теория праздного класса» того же автора) описывает обычаи и традиции определённого слоя общества, в том числе расточительство, которое создаёт видимость обеспеченности в социальном окружении, свидетельствуя о платёжеспособности. Дамское платье и связанный с ним антураж исторически стали способом достижения данной цели. Приведённые Вебленом исторические факты показывают, как простейшие элементы украшательства со временем превратились в наряд для выхода в свет и стали его прообразом. При этом глубинная суть явления в «цивилизованном» светском обществе осталась примерно той же, что и в древности. Не прибегая к витиеватым наукообразным оборотам речи, характерным для многих кабинетных учёных, Веблен простым понятным языком раскрывает смысл ношения женщинами дорогих нарядов напоказ в современном ему обществе.}, annote = {Предлагаемый текст представляет собой перевод очерка Торстейна Веблена (1894 г.), в котором он иронически описывает социальные практики, связанные с покупкой дамского платья и его ношением. В литературе есть немало отсылок к этой интересной работе, но её перевод на русский язык нам не встречался, и мы решили восполнить пробел. «Экономическая теория дамского платья» была написана для ежемесячника «Popular Science Monthly». Как и некоторые другие тексты Веблена, этот очерк впервые увидел свет в научно-популярном периодическом издании, что не уменьшает его ценности для исследователя. Впоследствии очерк перепечатывался в сборниках и других известных изданиях. Так, право на настоящий перевод для журнала «Экономическая социология» предоставлено издательством Дьюкского университета (Duke University Press) по книге, вышедшей в 2000 г. Сам Веблен не написал для своего очерка аннотацию: видимо, в том журнале это не было принято, да и жить автору посчастливилось до появления международных библиометрических баз с их формальными требованиями (аннотация, ключевые слова и проч.). Данное предисловие не претендует на полноту отражения основных мыслей и посылов автора. «Экономическая теория дамского платья» (как и ставшая классикой «Теория праздного класса» того же автора) описывает обычаи и традиции определённого слоя общества, в том числе расточительство, которое создаёт видимость обеспеченности в социальном окружении, свидетельствуя о платёжеспособности. Дамское платье и связанный с ним антураж исторически стали способом достижения данной цели. Приведённые Вебленом исторические факты показывают, как простейшие элементы украшательства со временем превратились в наряд для выхода в свет и стали его прообразом. При этом глубинная суть явления в «цивилизованном» светском обществе осталась примерно той же, что и в древности. Не прибегая к витиеватым наукообразным оборотам речи, характерным для многих кабинетных учёных, Веблен простым понятным языком раскрывает смысл ношения женщинами дорогих нарядов напоказ в современном ему обществе.} }