@ARTICLE{26589739_823707634_2023, author = {А. А. Поплавская}, keywords = {, трудовые ценности, теория ценностей, аксиология, мотивация труда, личная выгода, общественная польза, молодёжьрынок труда}, title = {Ценность труда для студентов российских вузов: логики обоснования выбора в пользу личной выгоды или общественной пользы работы}, journal = {Экономическая социология}, year = {2023}, month = {Март}, volume = {24}, number = {2}, pages = {11-48}, url = {https://ecsoc.hse.ru/2023-24-2/823707634.html}, publisher = {}, abstract = {Данная статья нацелена на теоретическое осмысление понятия «ценность» в экономике и конструирование нового взгляда на традиционную дихотомию трудовых ценностей, а также на эмпирическое доказательство валидности данного построения. В исследовательской литературе принято разделять внутренние трудовые ценности, в основном описываемые как интерес к содержанию рабочих задач и автономия их выполнения, и внешние, ассоциирующиеся со стремлением к высокой заработной плате и достижением внешних по отношению к самой работе атрибутов. Однако широкий теоретический анализ категории понятия «ценность» в трудовой сфере, проведённый на основе анализа монографий экономистов Д. Тросби, М. Маццукато, антрополога Д. Гребера и работ эконом-социологов, призывает сконцентрировать внимание на дихотомии возможностей получения высокого заработка и привнесения общественной пользы, а также на острой проблеме наличия обратной связи между данными характеристиками работы в условиях современной капиталистической экономики. В качестве эмпирического материала настоящего исследования служат 38 интервью со студентами и выпускниками вузов России в возрасте 18-24 лет, собранные в декабре 2021 г. Вначале приводится анализ ценностного конфликта, который возникает в рамках выбора между индивидуально выгодными и общественно полезными сферами занятости. Постулированное информантами стремление следовать сугубо личным интересам в сфере оплачиваемой занятости сочетается с рыночной логикой выбора будущей профессии, анализом спроса и предложения в конкретных сферах занятости, чёткими представлениями о желательном уровне дохода, а также стратегиями экспансивного развития, берущими основу в советах экспертов и включающими множественную занятость, частую смену работодателей, желание посвящать время индивидуальной «операционной деятельности» как развивающей жёсткие навыки. Ориентация на общественную пользу подразумевает установку на долгосрочное и постепенное саморазвитие в рамках одной профессиональной сферы, её сознательный выбор как «призвания», нестяжательное отношение к получаемым за труд деньгам, активное желание достижения высокого уровня знаний и умений, а также планы по обретению общественно признанного статуса в будущем. Отдельно было выявлено, что ориентация на общественное служение обосновывается домашней логикой, укоренена в системе родительских или собственных семейных отношений и имеет гендерную специфику, что нашло своё отражение в авторской концепции якорей общественно ориентированного подхода к работе.}, annote = {Данная статья нацелена на теоретическое осмысление понятия «ценность» в экономике и конструирование нового взгляда на традиционную дихотомию трудовых ценностей, а также на эмпирическое доказательство валидности данного построения. В исследовательской литературе принято разделять внутренние трудовые ценности, в основном описываемые как интерес к содержанию рабочих задач и автономия их выполнения, и внешние, ассоциирующиеся со стремлением к высокой заработной плате и достижением внешних по отношению к самой работе атрибутов. Однако широкий теоретический анализ категории понятия «ценность» в трудовой сфере, проведённый на основе анализа монографий экономистов Д. Тросби, М. Маццукато, антрополога Д. Гребера и работ эконом-социологов, призывает сконцентрировать внимание на дихотомии возможностей получения высокого заработка и привнесения общественной пользы, а также на острой проблеме наличия обратной связи между данными характеристиками работы в условиях современной капиталистической экономики. В качестве эмпирического материала настоящего исследования служат 38 интервью со студентами и выпускниками вузов России в возрасте 18-24 лет, собранные в декабре 2021 г. Вначале приводится анализ ценностного конфликта, который возникает в рамках выбора между индивидуально выгодными и общественно полезными сферами занятости. Постулированное информантами стремление следовать сугубо личным интересам в сфере оплачиваемой занятости сочетается с рыночной логикой выбора будущей профессии, анализом спроса и предложения в конкретных сферах занятости, чёткими представлениями о желательном уровне дохода, а также стратегиями экспансивного развития, берущими основу в советах экспертов и включающими множественную занятость, частую смену работодателей, желание посвящать время индивидуальной «операционной деятельности» как развивающей жёсткие навыки. Ориентация на общественную пользу подразумевает установку на долгосрочное и постепенное саморазвитие в рамках одной профессиональной сферы, её сознательный выбор как «призвания», нестяжательное отношение к получаемым за труд деньгам, активное желание достижения высокого уровня знаний и умений, а также планы по обретению общественно признанного статуса в будущем. Отдельно было выявлено, что ориентация на общественное служение обосновывается домашней логикой, укоренена в системе родительских или собственных семейных отношений и имеет гендерную специфику, что нашло своё отражение в авторской концепции якорей общественно ориентированного подхода к работе.} }