@ARTICLE{26589739_861895600_2023, author = {Д. О. Тимошкин and А. А. Волошин}, keywords = {, посредник, трудовой мигрант, Центральная Азия, горизонтальные сети, КНДРструктурная интеграция}, title = {Как неформальные посредники в строительной индустрии влияютна включение трансграничных мигрантов в теневой рынок труда (на примере Иркутска и Красноярска)}, journal = {Экономическая социология}, year = {2023}, month = {сентябрь}, volume = {24}, number = {4}, pages = {74-91}, url = {https://ecsoc.hse.ru/2023-24-4/861895600.html}, publisher = {}, abstract = {В статье рассматриваются неформальные посредники, поставляющие рабочих-мигрантов из Северной Кореи и стран Центральной Азии на сибирские стройки. Нас интересовали роль, которую посредники играют в процессе формирования поступающих в Россию миграционных потоков, её влияние на интеграцию трансграничных мигрантов в неформальную экономику сибирского города. Цель исследования заключалась в том, чтобы ответить на вопрос о причинах востребованности неформальных посредников в мигрантоориентированных отраслях экономики, несмотря на тщательный государственный контроль труда приезжих в России. Опираясь на 13 полуформализованных интервью с неформальными посредниками и сотрудничающими с ними представителями строительной индустрии, мы определили функции посредников и их место в неформальной экономике сибирского города. Посредники занимаются тем, что обменивают накопленный за годы пребывания в России социальный капитал, особенно контакты с местными чиновниками и силовиками, на часть дохода иностранных рабочих, упрощая взаимодействие между ними, российским государством и бизнесом. Установлено, что неформальные посредники содействуют воспроизводству трансграничных потоков, состоящих из ориентированных на занятость в теневом сегменте рынка труда мигрантов. Посредники упрощают для них структурную интеграцию, помогая включению мигрантов в теневые сегменты рынка труда. Обходя установленные формализованные алгоритмы, посредники опираются на покровительство местных «городских политических режимов», что позволяет снижать для мигрантов издержки, связанные с пребыванием в стране, к выгоде всех участников процесса. Гипотетически востребованность неформальных посредников объясняется двумя факторами. Первый из них — незнание русского языка и реалий жизни в больших городах мигрантами из сельской местности центральноазиатских стран. Будучи заинтересованы в том, чтобы отправиться на заработки в РФ, они не имеют достаточно информации и ресурсов, которые им предоставляет посредник в обмен на часть их будущего дохода. Второй фактор заключается в том, что вовлечение мигрантов в теневую экономику чрезвычайно выгодно локальным «городским режимам» — силовикам, муниципальным чиновникам и представителям строительного бизнеса, которые получают с этого процесса ренту в той или иной форме. Таким образом, неформальные посредники одновременно удовлетворяют потребности «городского режима» в ренте и трудовых мигрантов — в возможности заработать, способствуя формированию миграционных потоков, состоящих из ориентированных на теневую занятость мигрантов. Посредники содействуют структурной интеграции мигрантов, в то же время препятствуя другим формам интеграции и делая их попросту ненужными.}, annote = {В статье рассматриваются неформальные посредники, поставляющие рабочих-мигрантов из Северной Кореи и стран Центральной Азии на сибирские стройки. Нас интересовали роль, которую посредники играют в процессе формирования поступающих в Россию миграционных потоков, её влияние на интеграцию трансграничных мигрантов в неформальную экономику сибирского города. Цель исследования заключалась в том, чтобы ответить на вопрос о причинах востребованности неформальных посредников в мигрантоориентированных отраслях экономики, несмотря на тщательный государственный контроль труда приезжих в России. Опираясь на 13 полуформализованных интервью с неформальными посредниками и сотрудничающими с ними представителями строительной индустрии, мы определили функции посредников и их место в неформальной экономике сибирского города. Посредники занимаются тем, что обменивают накопленный за годы пребывания в России социальный капитал, особенно контакты с местными чиновниками и силовиками, на часть дохода иностранных рабочих, упрощая взаимодействие между ними, российским государством и бизнесом. Установлено, что неформальные посредники содействуют воспроизводству трансграничных потоков, состоящих из ориентированных на занятость в теневом сегменте рынка труда мигрантов. Посредники упрощают для них структурную интеграцию, помогая включению мигрантов в теневые сегменты рынка труда. Обходя установленные формализованные алгоритмы, посредники опираются на покровительство местных «городских политических режимов», что позволяет снижать для мигрантов издержки, связанные с пребыванием в стране, к выгоде всех участников процесса. Гипотетически востребованность неформальных посредников объясняется двумя факторами. Первый из них — незнание русского языка и реалий жизни в больших городах мигрантами из сельской местности центральноазиатских стран. Будучи заинтересованы в том, чтобы отправиться на заработки в РФ, они не имеют достаточно информации и ресурсов, которые им предоставляет посредник в обмен на часть их будущего дохода. Второй фактор заключается в том, что вовлечение мигрантов в теневую экономику чрезвычайно выгодно локальным «городским режимам» — силовикам, муниципальным чиновникам и представителям строительного бизнеса, которые получают с этого процесса ренту в той или иной форме. Таким образом, неформальные посредники одновременно удовлетворяют потребности «городского режима» в ренте и трудовых мигрантов — в возможности заработать, способствуя формированию миграционных потоков, состоящих из ориентированных на теневую занятость мигрантов. Посредники содействуют структурной интеграции мигрантов, в то же время препятствуя другим формам интеграции и делая их попросту ненужными.} }