@ARTICLE{26589739_861896561_2023, author = {Д. Б. Литвинцев}, keywords = {, жилищно-коммунальное хозяйство, сигнальный институт, институт жалоб, институт прибылидисфункция института}, title = {Жалоб много, но прибыль есть: злоупотребление сигнальнымиинститутами в российском ЖКХ}, journal = {Экономическая социология}, year = {2023}, month = {сентябрь}, volume = {24}, number = {4}, pages = {98-111}, url = {https://ecsoc.hse.ru/2023-24-4/861896561.html}, publisher = {}, abstract = {На страницах журнала в 2022 г. была начата заочная дискуссия о пробле- мах функционирования института жалоб в сфере жилищно-коммунально- го хозяйства в России между автором настоящей статьи и представи- телем Новосибирской экономико-социологической школы О. Э. Бессоновой. В ответ на статью «Жалобы — не подарок: дисфункциональность инсти- тута жалоб в сфере жилищно-коммунального хозяйства в России» (см.: т. 23, № 4, с. 110-121), критикующую эффективность института жа- лоб с междисциплинарной позиции, была опубликована статья О. Э. Бес- соновой «Институциональная природа жалоб в рыночной и раздаточной средах» (см.: т. 23, № 5, с. 133-144). Настоящая статья призвана про- должить начатую дискуссию и расширить её до обсуждения проблем функционирования обоих сигнальных институтов (жалоб и прибыли) при- менительно к рынку управления многоквартирными домами. Автором не только даётся развёрнутый комментарий касательно особенностей при- меняемой им методологии исследования проблем в жилищной сфере, но и предлагается анализ ряда показателей из открытых источников, свиде- тельствующих о наличии ложных жалоб и, соответственно, институци- ональных злоупотреблений со стороны собственников многоквартирных домов. Относительно института прибыли показано, что в управляющих компаниях распространены социально-экономические практики фиксации прибыли (жёсткое бюджетирование, фиктивное трудоустройство и аф- филированные подрядчики), приводящие к дисфункции данного института. Основной вывод статьи: сама институциональная среда и нормативно- правовые институты способствуют дисфункциональности сигнальных институтов в силу подталкивания и фактически поощрения злоупотре- блений со стороны всех рыночных игроков в условиях отсутствия реальной конкуренции, которая, согласно подходу Дж. Барлоу и К. Мёллера, является обязательным условием функционирования жалоб как обратной связи с по- требителем.}, annote = {На страницах журнала в 2022 г. была начата заочная дискуссия о пробле- мах функционирования института жалоб в сфере жилищно-коммунально- го хозяйства в России между автором настоящей статьи и представи- телем Новосибирской экономико-социологической школы О. Э. Бессоновой. В ответ на статью «Жалобы — не подарок: дисфункциональность инсти- тута жалоб в сфере жилищно-коммунального хозяйства в России» (см.: т. 23, № 4, с. 110-121), критикующую эффективность института жа- лоб с междисциплинарной позиции, была опубликована статья О. Э. Бес- соновой «Институциональная природа жалоб в рыночной и раздаточной средах» (см.: т. 23, № 5, с. 133-144). Настоящая статья призвана про- должить начатую дискуссию и расширить её до обсуждения проблем функционирования обоих сигнальных институтов (жалоб и прибыли) при- менительно к рынку управления многоквартирными домами. Автором не только даётся развёрнутый комментарий касательно особенностей при- меняемой им методологии исследования проблем в жилищной сфере, но и предлагается анализ ряда показателей из открытых источников, свиде- тельствующих о наличии ложных жалоб и, соответственно, институци- ональных злоупотреблений со стороны собственников многоквартирных домов. Относительно института прибыли показано, что в управляющих компаниях распространены социально-экономические практики фиксации прибыли (жёсткое бюджетирование, фиктивное трудоустройство и аф- филированные подрядчики), приводящие к дисфункции данного института. Основной вывод статьи: сама институциональная среда и нормативно- правовые институты способствуют дисфункциональности сигнальных институтов в силу подталкивания и фактически поощрения злоупотре- блений со стороны всех рыночных игроков в условиях отсутствия реальной конкуренции, которая, согласно подходу Дж. Барлоу и К. Мёллера, является обязательным условием функционирования жалоб как обратной связи с по- требителем.} }