@ARTICLE{26589739_861897417_2023, author = {А. В. Павлов}, keywords = {, сексуальный капитал, социальная теория, Пьер Бурдьё, Ева Иллуз, теория полей, эротический капиталисследования сексуальности}, title = {Сексуальный капитал}, journal = {Экономическая социология}, year = {2023}, month = {сентябрь}, volume = {24}, number = {4}, pages = {112-133}, url = {https://ecsoc.hse.ru/2023-24-4/861897417.html}, publisher = {}, abstract = {Академические исследования сексуальности представлены такими научными дисциплинами, как сексология, исследования секса (sex research), критические исследования сексуальности (critical sexuality studies), репрезентация сексуальности в медиа, гендерными исследованиями, исследованиями сексуальной идентичности и многими другими. В свою очередь, изучая сексуальность, социологи обычно либо занимаются антропологиче- скими или узкосоциологическими исследованиями социальных сообществ и пространств, либо осуществляют макроанализ, как то сделал, например, Энтони Гидденс в «Трансформации интимности» (1992). В XXI веке, отталкиваясь от социологической теории Пьера Бурдьё, некоторые социологи стали развивать концепцию «сексуального капитала», в которой секс и сексуальность рассматриваются как сфера коллективной социальной жизни. Автор статьи выделяет и описывает три концепции сексуального капитала: «эротический капитал» (Кэтрин Хаким); теория сексуальных полей (Адам Исайя Грин и др.), в которой сексуальный капитал функцио- нирует наряду с другими элементами (эротический габитус, практика и проч.); «неолиберальный сексуальный капитал» (Ева Иллуз и Дана Каплан). Акцент сделан на последнюю теорию, так как она была предложена недавно. В условиях неолиберализма, когда представителям прекариата нужно постоянно искать заработок на высококонкурентном рынке труда, важно чувствовать себя уверенно. Этому способствует «неолиберальный сексуальный капитал», потому что: во-первых, секс повышает самооценку; во-вторых, сексуальность подразумевает доминирование; в-третьих, секс может стать способом проявления социальной компетентности; в-четвёртых, секс приводит к большему удовлетворению работой. Полагая, что дискуссии о сексуальном капитале только набирают обороты, автор обзора представляет эти концепции в качестве конкурирующих на «академическом поле» социологии.}, annote = {Академические исследования сексуальности представлены такими научными дисциплинами, как сексология, исследования секса (sex research), критические исследования сексуальности (critical sexuality studies), репрезентация сексуальности в медиа, гендерными исследованиями, исследованиями сексуальной идентичности и многими другими. В свою очередь, изучая сексуальность, социологи обычно либо занимаются антропологиче- скими или узкосоциологическими исследованиями социальных сообществ и пространств, либо осуществляют макроанализ, как то сделал, например, Энтони Гидденс в «Трансформации интимности» (1992). В XXI веке, отталкиваясь от социологической теории Пьера Бурдьё, некоторые социологи стали развивать концепцию «сексуального капитала», в которой секс и сексуальность рассматриваются как сфера коллективной социальной жизни. Автор статьи выделяет и описывает три концепции сексуального капитала: «эротический капитал» (Кэтрин Хаким); теория сексуальных полей (Адам Исайя Грин и др.), в которой сексуальный капитал функцио- нирует наряду с другими элементами (эротический габитус, практика и проч.); «неолиберальный сексуальный капитал» (Ева Иллуз и Дана Каплан). Акцент сделан на последнюю теорию, так как она была предложена недавно. В условиях неолиберализма, когда представителям прекариата нужно постоянно искать заработок на высококонкурентном рынке труда, важно чувствовать себя уверенно. Этому способствует «неолиберальный сексуальный капитал», потому что: во-первых, секс повышает самооценку; во-вторых, сексуальность подразумевает доминирование; в-третьих, секс может стать способом проявления социальной компетентности; в-четвёртых, секс приводит к большему удовлетворению работой. Полагая, что дискуссии о сексуальном капитале только набирают обороты, автор обзора представляет эти концепции в качестве конкурирующих на «академическом поле» социологии.} }