Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader |
2015. Т. 16. № 3 |
Вступительное слово главного редактора (В. В. Радаев)
С. 9–13 |
Интервью
Мизраки М.
Интервью с Марком Мизраки: «На социологических департаментах почти не преподают теорию организаций» (перевод с англ. Александра Куракина)
С. 14–25 |
Интервью с профессором Мизраки провёл Игорь Чириков, старший научный сотрудник НИУ ВШЭ. Профессор Мизраки говорил об эволюции своих исследовательских интересов и об особенностях подхода к преподаванию организационной теории, а также о том, как впервые познакомился с социологией организаций. На протяжении своей извилистой карьеры — от статистического аналитика в медицинском колледже Альберта Эйнштейна до профессора социологии в Мичиганском университете — Марк Мизраки был свидетелем развития как организационной теории, так и социологии организаций и их последующего институционального обособления в различных исследовательских областях. Независимо от методологического значения такой фрагментации, она несомненно влияет на преподавание организационных теорий студентам и на будущее всего направления, потому что смещает исследовательский интерес с широких и теоретических вопросов к более узким и прикладным проблемам. Также профессор Мизраки объяснил основные идеи своей новой, отмеченной наградами книги «The Fracturing of the American Corporate Elite» («Фрагментация американской корпоративной элиты») и поделился подробностями возникновения и осуществления её замысла. В конце беседы профессор Мизраки рассказал о том, как появилась Междисциплинарная группа по исследованию организаций (Interdisciplinary Committee on Organizational Studies, ICOS), и какое влияние она оказывает на исследовательский и образовательный процессы в Мичиганском университете. |
Новые тексты
Гурова О.,
Ратилайнен С.
«Турист с востока»: очерк о восприятии российского потребителя финской прессой
С. 26–45 |
В статье на материалах анализа дискурса крупнейшей ежедневной газеты Финляндии «Helsingin Sanomat» рассматривается образ российского туриста как потребителя, часто называемого в газете «туристом с востока». Цель исследования состоит в том, чтобы продемонстрировать, как образ российского туриста трансформировался в газете в 1990–2013 гг. В статье показано, что «туристы с востока» за последние 20 лет стали значительным культурным феноменом в Финляндии, и это нашло отражение в медиадискурсе. Также в медиадискурсе прослеживаются изменения образа российского туриста. Ключевое изменение состоит в исчезновении челнока, образ которого доминировал в дискурсе в 1990-е гг., и в появлении туриста из среднего класса в конце 1990-х — начале 2000-х гг. Если образ челнока связывается с различными проблемами, которые он создаёт в принимающем обществе, то турист из среднего класса в первую очередь описывается в контексте выгод, которые он приносит Финляндии. Следовательно, важно изучать и описывать особенности его вкуса и стиля потребления, что и осуществляется в газете. В целом исследование позволило определить, на какие дискурсы опирается представление о российском туристе в финском обществе, как изменялись за рубежом практики и образы российских туристов как потребителей. |
Конобеева Е. А.
Производство смыслов в работе государственных организаций: случай «Почты России»
С. 46–73 |
В данной статье делается предположение, что на этапе своего реформирования в 2013–2014 гг. «Почта России» существовала в ситуации двусмысленности и неопределённости (ambiguity and uncertainty), вызваннойтрансформацией структуры и удвоением её элементов. В этих условиях,согласно К. Вейку, особенную роль должно играть производство смысловсреди участников взаимодействия, наиболее остро обнажающее себя в момент активных действий окружающей среды по отношению к организации. |
Расширение границ
Рожков К. Л.
Маркетинговый подход к изучению мегаполиса: необходимость, принципы и перспективы
С. 74–109 |
Основная проблема статьи — практическая реализуемость концепций городского развития в условиях различий и противоречивости потребностей жителей. Целью статьи является обоснование необходимости, определение основных принципов и перспектив применения маркетингового подхода к изучению крупного города. |
Дебютные работы
Калиниченко Л. А.
Цена бесплатного: придание ценности и оценивание музыкив сервисах «Заплати-сколько-захочешь»
С. 110–142 |
Настоящее исследование посвящено феномену систем оплаты «Заплати- сколько-захочешь» (Pay-What-You-Want, PWYW) применительно к распространению цифровой музыки в Интернете. На материале примеров из практик покупателей в работе рассматриваются cубпроцессы оценивания благ в данных системах, то, каким образом эти оценки выражаются в денежном эквиваленте, а также возможные обоснования ценности этих благ. |
Профессиональные обзоры
Маркин М. Е.
Предпосылки экономической социологии права в работах классиков социологии
С. 143–162 |
Экономическая социология права (economic sociology of law) — это направление современной экономической социологии, которое начало активно развиваться на рубеже XX–XXI веков. Как и любому другому новому исследовательскому подходу, ему необходимо содержательно обосновать целесообразность своего существования. Экономической социологии права это сделать непросто ввиду наличия достаточно развитой интеллектуальной традиции изучения права как в социологии, так и в экономической теории. Социологический анализ права (sociology of law) уходит своими корнями в труды классиков (К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера), а также находит своё продолжение в работах Т. Парсонса, М. Фуко и их современных последователей. Во второй половине XX века, благодаря появлению новых методов сбора и анализа информации и со становлением идеологий правового плюрализма и правового реализма, происходит расцвет эмпирических исследований права (empirical legal studies), значительную долю которых составляют проекты, выполненные в русле направления «право и общество» (law and society). В то же время в рамках экономической теории активно развивается экономический анализ права (law and economics), ассоциирующийся прежде всего с Чикагской школой (Р. Познер) и новой институциональной экономической теорией (М. Полински). Таким образом, недостаточная сфокусированность социологов права на хозяйственных аспектах, а также практически полное игнорирование экономистами социального контекста стали важнейшими предпосылками для формирования экономической социологии права. |
Новые книги
Казун А. П.
Пересматривая роль бизнес-ассоциаций в Россиии на посткоммунистическом пространстве:от групп интересов к защитным организациямРецензия на книгу: Duvanova D. 2013. Building Businessin Post-Communist Russia, Eastern Europe, and Eurasia:Collective Goods, Selective Incentives, and Predatory States. New York: Cambridge University Press.
С. 163–172 |
В рецензии на книгу «Building Business in Post-Communist Russia, Eastern Europe, and Eurasia: Collective Goods, Selective Incentives, and Predatory States» («Строительство бизнеса в посткоммунистической России, Восточной Европе и Евразии») Диниссы Дувановой предлагается обсуждение теории защитных организаций, выдвигаемой автором книги в качестве альтернативы теории групп интересов М. Олсона, Дж. Стиглера и др. Теория защитных организаций вырастает из критики представлений о бизнес-ассоциациях как о лоббистах, заботящихся о собственных интересах. Дуванова использует количественные данные о 27 странах Восточной Европы и Евразии, а также качественные данные о ситуации в России, на Украине, в Хорватии и Казахстане, чтобы показать: опыт посткоммуни- стических и азиатских стран не соответствует прогнозам, сделанным на основе теории групп интересов. Содержание книги реконструируется в рецензии через выделение и обсуждение основных мифов о бизнес-ассоциациях, с которыми спорит автор. К этим мифам относятся ряд представлений о деловых объединениях, среди которых такие: (1) бизнес-ассоциации являются следствием хороших институтов; (2) они не нужны в странах с высоким уровнем коррупции; (3) они являются картелями, стремящимися к ценовому сговору; (4) принудительное членство в ассоциации может решить проблему коллективных действий. Основной вывод, который делает Дуванова после критики этих представлений, состоит в том, что бизнес-ассоциации в России, странах Восточной Европы и Евразии защищают своих членов не от рынка, а от хищнического государства. В рецензии, однако, отмечаются некоторые ограничения анализа, проведённого автором книги: относительно небольшой период количественного анализа (шесть лет: 1999–2005 гг.); недостаточный учёт различий внутри рассматриваемых стран; излишняя оптимистичность теории. В целом Дуванава предлагает теорию с большим объяснительным потенциалом, которую можно использовать в дальнейших эмпирических исследованиях. Автор книги осознанно упрощает объяснительные схемы, чтобы предложить формальную модель, применимую к задачам, выходящим за рамки рецензируемой работы. Впрочем, в рецензии отмечается, что теория защитных организаций не столько противоречит теории групп интересов, сколько расширяет и дополняет её применительно к странам, где бизнес-сообщество находится в стадии формирования. |
Спирин А. А.
Место культуры в «безжизненном» мире бизнесаРецензия на книгу: Spillman L. 2012. Solidarity in Strategy:Making Business Meaningful in American Trade Associations. Chicago:The University of Chicago Press.
С. 173–182 |
В рецензии на книгу «Solidarity in Strategy: Making Business Meaningful in American Trade Associations» («Солидарность в стратегии. Придавая смысл бизнесу в американских торговых ассоциациях») делается попытка систематизировать основные взгляды автора, Лин Спиллман, на природу американских бизнес-ассоциаций. Книга подробно рассматривает историческое развитие деловых ассоциаций и их особое место в современной экономической системе как специфической организационной формы взаимодействия агентов рынка. Следуя классическому утверждению экономической социологии об укоренённости экономического действия в социальных отношениях, Спиллман выдвигает центральный тезис книги о том, что ассоциации — это «производители культуры в рамках экономического действия» («cultural producers for economic action»). Автор книги анализирует парадоксальную способность ассоциаций к выживанию, несмотря на изменения в экономической среде и на то, как из формы «обеденных клубов» они трансформировались в мощные и влиятельные организационные структуры, умеющие решать сложные задачи рынка. |
Конференции
Казун А. Д.
Практики правоприменения в России: правила игры de jure и de facto. Репортаж с XVI Апрельской международной научной конференции«Модернизация экономики и общества», 7–10 апреля 2015 г.
С. 183–190 |
В рамках работы XVI Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» 9 апреля 2015 г. состоялись сессии «Право, правоприменение и предприниматели» под председательством ведущего научного сотрудника Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге К. Д. Титаева и «Экономический анализ деятельности регулирующих органов», модерируемая А. Е. Шаститко, ведущим научным сотрудником Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ. В работе сессий приняли участие с докладами С. Б. Авдашева (НИУ ВШЭ), Л. Н. Бардин (Центральная коллегия адвокатов), С. В. Голованова (НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде), А. П. Казун (НИУ ВШЭ), З. М. Погосова (НИУ ВШЭ), Е. А. Подколзина (НИУ ВШЭ), Д. В. Цыцулина (НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде), И. В. Четверикова (Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге). |
Приложение на английском
Lengyel G.
Sociology of Entrepreneurship and Beyond:An Interview with Gyorgy Lengyel
С. 191–202 |
Prof. Lengyel was interviewed by Maxim Markin, junior research fellow at the National Research University Higher School of Economics in Moscow. Prof. Lengyel was asked about changes in major research streams in Hungarian economic sociology since 2002 when he gave his first interview to the Journal of Economic Sociology. In this interview, Prof. Lengyel notes that the Hungarian tradition of economic sociology tends to remain pragmatic. However, Hungarian sociology obviously has become more internationalized due to scholars’ participation in international research projects, the establishment of peer-reviewed journals, and offering English-based MA and PhD programs. |
Spirina M. O.
Poverty and Shared Prosperity in Russia: Income Dynamics and Social InequalityXVI April International Academic Conference on Economicand Social Development, April 7–10, 2015, Russia, Moscow
С. 203–208 |
The session Poverty and Shared Prosperity in Russia was held on April 8, 2015 at the XVI April International Academic Conference on Economic and Social Development organized by the National Research University Higher School of Economics with support of the World Bank in Moscow. Situated within the broader field of social policy, the session explored the impact of various factors such as non-market income, taxation, institutional context, geographic position, educational level and composition of the labor market on inequality and poverty in Russia. The presented reports were based on the Poverty and Shared Prosperity in Russia project undertaken by the World Bank in partnership with the Higher School of Economics (Russia) and Tulane University (USA) in order to assess how different micro and macro factors can explain the capacity of the bottom 40 percent of the population to contribute to economic growth in the country.The research was conducted using the Commitment to Equity (CEQ) methodological tool developed by Nora Lustig and her team at Tulane University. |