Скрыть
Раскрыть

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. 
Эл. № 77-45977 

Издается с 2000 года

Экономическая социология входит в индекс цитирования Emerging Sources Citation Index (ESCI) из Web of Science Core Collection.


Выпускается при поддержке Национального исследовательского университета "Высшей школы экономики"
PDF Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader

2015. Т. 16. № 3

Полный текст

Вступительное слово главного редактора (В. В. Радаев)
С. 9–13

Интервью

Мизраки М.
Интервью с Марком Мизраки: «На социологических департаментах почти не преподают теорию организаций» (перевод с англ. Александра Куракина)
С. 14–25

Интервью с профессором Мизраки провёл Игорь Чириков, старший научный сотрудник НИУ ВШЭ. Профессор Мизраки говорил об эволюции своих исследовательских интересов и об особенностях подхода к преподаванию организационной теории, а также о том, как впервые познакомился с социологией организаций. На протяжении своей извилистой карьеры — от статистического аналитика в медицинском колледже Альберта Эйнштейна до профессора социологии в Мичиганском университете — Марк Мизраки был свидетелем развития как организационной теории, так и социологии организаций и их последующего институционального обособления в различных исследовательских областях. Независимо от методологического значения такой фрагментации, она несомненно влияет на преподавание организационных теорий студентам и на будущее всего направления, потому что смещает исследовательский интерес с широких и теоретических вопросов к более узким и прикладным проблемам. Также профессор Мизраки объяснил основные идеи своей новой, отмеченной наградами книги «The Fracturing of the American Corporate Elite» («Фрагментация американской корпоративной элиты») и поделился подробностями возникновения и осуществления её замысла. В конце беседы профессор Мизраки рассказал о том, как появилась Междисциплинарная группа по исследованию организаций (Interdisciplinary Committee on Organizational Studies, ICOS), и какое влияние она оказывает на исследовательский и образовательный процессы в Мичиганском университете.

Новые тексты

Гурова О., Ратилайнен С.
«Турист с востока»: очерк о восприятии российского потребителя финской прессой
С. 26–45

В статье на материалах анализа дискурса крупнейшей ежедневной газеты Финляндии «Helsingin Sanomat» рассматривается образ российского туриста как потребителя, часто называемого в газете «туристом с востока». Цель исследования состоит в том, чтобы продемонстрировать, как образ российского туриста трансформировался в газете в 1990–2013 гг. В статье показано, что «туристы с востока» за последние 20 лет стали значительным культурным феноменом в Финляндии, и это нашло отражение в медиадискурсе. Также в медиадискурсе прослеживаются изменения образа российского туриста. Ключевое изменение состоит в исчезновении челнока, образ которого доминировал в дискурсе в 1990-е гг., и в появлении туриста из среднего класса в конце 1990-х — начале 2000-х гг. Если образ челнока связывается с различными проблемами, которые он создаёт в принимающем обществе, то турист из среднего класса в первую очередь описывается в контексте выгод, которые он приносит Финляндии. Следовательно, важно изучать и описывать особенности его вкуса и стиля потребления, что и осуществляется в газете. В целом исследование позволило определить, на какие дискурсы опирается представление о российском туристе в финском обществе, как изменялись за рубежом практики и образы российских туристов как потребителей.

Конобеева Е. А.
Производство смыслов в работе государственных организаций: случай «Почты России»
С. 46–73

В данной статье делается предположение, что на этапе своего реформирования в 2013–2014 гг. «Почта России» существовала в ситуации двусмысленности и неопределённости (ambiguity and uncertainty), вызваннойтрансформацией структуры и удвоением её элементов. В этих условиях,согласно К. Вейку, особенную роль должно играть производство смысловсреди участников взаимодействия, наиболее остро обнажающее себя в момент активных действий окружающей среды по отношению к организации.
Цель данной работы — выявление структурных особенностей работы«Почты России» на этапе её реорганизации и смыслов, которыми сотруд-ники наделяют происходящие изменения. Для этого автором, находящимсяна позиции работника московского офиса «Почты России», были собраныматериалы в рамках включённого наблюдения, проведённого в июне 2013 ―сентябре 2014 гг. Данные фиксировались с помощью полевых дневников изаметок, также были проведены интервью и анализ документов. Анализпроводился методом открытого и осевого кодирования, согласно процеду-рам обоснованной теории.
В тексте рассматриваются нарушение связанности частей организации и следующие за этим сбой в её функционировании, а также сосуществование двух видений почты — более опытными сотрудниками, попавшими под организационные изменения, и «новой командой», привнесшей в работу компании иные элементы. Почта в восприятии сотрудников выступает как организация одновременно государственная и коммерческая, доходная и убыточная, типичная и специфичная, что налагает определённые трудности как на их взаимодействие, так и на работу самой организации

Расширение границ

Рожков К. Л.
Маркетинговый подход к изучению мегаполиса: необходимость, принципы и перспективы
С. 74–109

Основная проблема статьи — практическая реализуемость концепций городского развития в условиях различий и противоречивости потребностей жителей. Целью статьи является обоснование необходимости, определение основных принципов и перспектив применения маркетингового подхода к изучению крупного города.
Рассуждения автора базируются на сравнении «целенаправленной» и «стихийной» логик развития города. Рассматривая конфликты, возникающие в больших городах, автор показывает, что «стихийная» логика развития города может препятствовать реализации концепций и проектов его развития, отдельных решений, касающихся жизни горожан, если эти концепции, проекты и решения игнорируют разнообразие потребностей жителей города. Маркетинговый подход к анализу города мог бы объединить обе логики развития, способствуя тем самым эффективному управлению.
Однако по сей день в исследованиях по маркетингу территорий, ориентированному на жителей, за пределами внимания остаются поведенческие различия групп и связанные с ними проблемы одновременного использования места. Особого внимания заслуживает проблема выбора целей и целевых групп развития в больших городов. Рамочным фактором этого выбора является множество групп с зачастую противоречивыми интересами.
Автором рассмотрены факторы, влияющие на выбор маркетинговой стратегии мегаполиса, и на этой основе сформулированы основные принципы его маркетингового анализа: (1) сравнение выгод, искомых жителями, с одной стороны, и предлагаемых концепциями развития города — с другой; (2) выявление групп пользователей с альтернативными требованиями к городу и альтернативных продуктовых концепций города; (3) применение способа использования города как ключевого критерия сегментации рынка. Приёмы маркетингового анализа мегаполиса продемонстрированы на примере результатов эмпирического исследования нескольких районов Москвы.
В статье изложены новые концептуальные и методологические идеи, касающиеся факторов выбора стратегии охвата рынка и его сегментации в рамках одновременного использования крупного города как продукта.
Практическое значение полученных результатов связано с возможностью их использования в каче- стве инструмента оценки реализуемости концепций городского развития.

Дебютные работы

Калиниченко Л. А.
Цена бесплатного: придание ценности и оценивание музыкив сервисах «Заплати-сколько-захочешь»
С. 110–142

Настоящее исследование посвящено феномену систем оплаты «Заплати- сколько-захочешь» (Pay-What-You-Want, PWYW) применительно к распространению цифровой музыки в Интернете. На материале примеров из практик покупателей в работе рассматриваются cубпроцессы оценивания благ в данных системах, то, каким образом эти оценки выражаются в денежном эквиваленте, а также возможные обоснования ценности этих благ.
Целью работы было выявить ключевые обоснования ценности цифровых музыкальных записей при оплате через сервисы PWYW и сопутствующие оплате процессы оценивания. Для этого были проведены глубинные полуструктурированные интервью с 18 плательщиками о практиках оценивания записей при оплате и проанализированы процессы категоризации оцениваемых произведений и легитимации их ценности. В ходе анализа объяснений индивидами своей оплаты были выделены основные несводимые друг к другу черты присутствующих в них обоснований ценности; также объясняются практики конструирования таких обоснований исходя из процессов категоризации музыки.
По итогам анализа удалось обнаружить двухчастность характера процесса обоснования оплаты: запись должна сильно понравиться человеку, а в его действиях должна присутствовать интенция поддержки музыканта. Кроме того, при легитимации оплаты наличествуют такие мотивации, как стимуляция музыканта к дальнейшему творчеству, удобство цифрового файла, образуя наряду с уже упомянутыми обоснованиями гетерархию режимов оценивания. Так, можно утверждать, что во многих случаях оплачивается не столько сама музыкальная запись в виде цифрового файла, многим и так доступная, сколько разнообразные личные переживания, труд артиста, поощряется его работа.
Некоторые наши наблюдения в области того, каким образом люди принимают решения о стоимости бесплатного, их рациональность и её основания при этом, а также предположения, касающиеся вопроса о том, что может быть оценено вообще и в денежной форме в частности, — всё это предоставляет экономистам, социологам, маркетологам большой материал для размышления относительно основных предпосылок модели человека в социальных науках, таких как его эгоизм и (ограниченная) рациональность.

Профессиональные обзоры

Маркин М. Е.
Предпосылки экономической социологии права в работах классиков социологии
С. 143–162

Экономическая социология права (economic sociology of law) — это направление современной экономической социологии, которое начало активно развиваться на рубеже XX–XXI веков. Как и любому другому новому исследовательскому подходу, ему необходимо содержательно обосновать целесообразность своего существования. Экономической социологии права это сделать непросто ввиду наличия достаточно развитой интеллектуальной традиции изучения права как в социологии, так и в экономической теории. Социологический анализ права (sociology of law) уходит своими корнями в труды классиков (К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера), а также находит своё продолжение в работах Т. Парсонса, М. Фуко и их современных последователей. Во второй половине XX века, благодаря появлению новых методов сбора и анализа информации и со становлением идеологий правового плюрализма и правового реализма, происходит расцвет эмпирических исследований права (empirical legal studies), значительную долю которых составляют проекты, выполненные в русле направления «право и общество» (law and society). В то же время в рамках экономической теории активно развивается экономический анализ права (law and economics), ассоциирующийся прежде всего с Чикагской школой (Р. Познер) и новой институциональной экономической теорией (М. Полински). Таким образом, недостаточная сфокусированность социологов права на хозяйственных аспектах, а также практически полное игнорирование экономистами социального контекста стали важнейшими предпосылками для формирования экономической социологии права.
В основе экономической социологии права лежат идеи М. Вебера, в соответствии с которыми существует взаимовлияние между правом и хозяйством. Не менее важную роль для развития этого направления играют и труды К. Поланьи, в том числе посвящённые социальным аспектам закрепления прав собственности. Современные исследователи, работающие в русле новой экономической социологии, изучают возможности и ограничения реализации интересов хозяйственных агентов в существующих правовых рамках, а также перспективы и драйверы их потенциальных изменений. Поиск ответов на поставленные исследовательские вопросы через раскрытие социальной укоренённости поведения заинтересованных сторон является продуктивным как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне анализа.

Новые книги

Казун А. П.
Пересматривая роль бизнес-ассоциаций в Россиии на посткоммунистическом пространстве:от групп интересов к защитным организациямРецензия на книгу: Duvanova D. 2013. Building Businessin Post-Communist Russia, Eastern Europe, and Eurasia:Collective Goods, Selective Incentives, and Predatory States. New York: Cambridge University Press.
С. 163–172

В рецензии на книгу «Building Business in Post-Communist Russia, Eastern Europe, and Eurasia: Collective Goods, Selective Incentives, and Predatory States» («Строительство бизнеса в посткоммунистической России, Восточной Европе и Евразии») Диниссы Дувановой предлагается обсуждение теории защитных организаций, выдвигаемой автором книги в качестве альтернативы теории групп интересов М. Олсона, Дж. Стиглера и др. Теория защитных организаций вырастает из критики представлений о бизнес-ассоциациях как о лоббистах, заботящихся о собственных интересах. Дуванова использует количественные данные о 27 странах Восточной Европы и Евразии, а также качественные данные о ситуации в России, на Украине, в Хорватии и Казахстане, чтобы показать: опыт посткоммуни- стических и азиатских стран не соответствует прогнозам, сделанным на основе теории групп интересов. Содержание книги реконструируется в рецензии через выделение и обсуждение основных мифов о бизнес-ассоциациях, с которыми спорит автор. К этим мифам относятся ряд представлений о деловых объединениях, среди которых такие: (1) бизнес-ассоциации являются следствием хороших институтов; (2) они не нужны в странах с высоким уровнем коррупции; (3) они являются картелями, стремящимися к ценовому сговору; (4) принудительное членство в ассоциации может решить проблему коллективных действий. Основной вывод, который делает Дуванова после критики этих представлений, состоит в том, что бизнес-ассоциации в России, странах Восточной Европы и Евразии защищают своих членов не от рынка, а от хищнического государства. В рецензии, однако, отмечаются некоторые ограничения анализа, проведённого автором книги: относительно небольшой период количественного анализа (шесть лет: 1999–2005 гг.); недостаточный учёт различий внутри рассматриваемых стран; излишняя оптимистичность теории. В целом Дуванава предлагает теорию с большим объяснительным потенциалом, которую можно использовать в дальнейших эмпирических исследованиях. Автор книги осознанно упрощает объяснительные схемы, чтобы предложить формальную модель, применимую к задачам, выходящим за рамки рецензируемой работы. Впрочем, в рецензии отмечается, что теория защитных организаций не столько противоречит теории групп интересов, сколько расширяет и дополняет её применительно к странам, где бизнес-сообщество находится в стадии формирования.

Спирин А. А.
Место культуры в «безжизненном» мире бизнесаРецензия на книгу: Spillman L. 2012. Solidarity in Strategy:Making Business Meaningful in American Trade Associations. Chicago:The University of Chicago Press.
С. 173–182

В рецензии на книгу «Solidarity in Strategy: Making Business Meaningful in American Trade Associations» («Солидарность в стратегии. Придавая смысл бизнесу в американских торговых ассоциациях») делается попытка систематизировать основные взгляды автора, Лин Спиллман, на природу американских бизнес-ассоциаций. Книга подробно рассматривает историческое развитие деловых ассоциаций и их особое место в современной экономической системе как специфической организационной формы взаимодействия агентов рынка. Следуя классическому утверждению экономической социологии об укоренённости экономического действия в социальных отношениях, Спиллман выдвигает центральный тезис книги о том, что ассоциации — это «производители культуры в рамках экономического действия» («cultural producers for economic action»). Автор книги анализирует парадоксальную способность ассоциаций к выживанию, несмотря на изменения в экономической среде и на то, как из формы «обеденных клубов» они трансформировались в мощные и влиятельные организационные структуры, умеющие решать сложные задачи рынка.
В рецензии затрагивается прежде всего теоретический подход к анализу бизнес-ассоциаций. Так, особое внимание уделяется оригинальной идее автора книги о компиляции концепций М. Вебера и Э. Дюркгейма. Синтезируя идеи двух классиков, Лин Спиллман удаётся пересмотреть и подвергнуть сомнению некоторые конвенциональные положения о бизнес-ассоциациях, в том числе опровергнуть утверждение о том, что ассоциации представляют собой заговор производителей, которые пытаются совместными усилиями действовать против потребителя. Цель рецензии состоит в том, чтобы представить основные положения исследования Лин Спиллман, продемонстрировать её логику, а также попытаться понять, чем и кому данная книга может быть полезна и где применима.

Конференции

Казун А. Д.
Практики правоприменения в России: правила игры de jure и de facto. Репортаж с XVI Апрельской международной научной конференции«Модернизация экономики и общества», 7–10 апреля 2015 г.
С. 183–190

В рамках работы XVI Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» 9 апреля 2015 г. состоялись сессии «Право, правоприменение и предприниматели» под председательством ведущего научного сотрудника Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге К. Д. Титаева и «Экономический анализ деятельности регулирующих органов», модерируемая А. Е. Шаститко, ведущим научным сотрудником Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ. В работе сессий приняли участие с докладами С. Б. Авдашева (НИУ ВШЭ), Л. Н. Бардин (Центральная коллегия адвокатов), С. В. Голованова (НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде), А. П. Казун (НИУ ВШЭ), З. М. Погосова (НИУ ВШЭ), Е. А. Подколзина (НИУ ВШЭ), Д. В. Цыцулина (НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде), И. В. Четверикова (Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге).
Вектор дискуссии отчасти задал К. Д. Титаев, уточнив, что более корректным названием для его сессии стало бы «Право и рациональный выбор». По мнению исследователя, в данном случае уместно говорить об экономической рациональности, присущей всем вовлечённым в процесс сторонам как обвиняемым, так и потерпевшим, как судьям, так и подсудимым. На следующей сессии фокус дискуссии сместился на деятельность Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в центре обсуждения оказались реальные практики принятия решений и риски введения критериев оценки эффективности работы органа. Очевидно, что зачастую формальные правила и их изменения далеко не полностью определяют положение дел, что неоднократно подчёркивалось в рамках обеих сессий.

Приложение на английском

Lengyel G.
Sociology of Entrepreneurship and Beyond:An Interview with Gyorgy Lengyel
С. 191–202

Prof. Lengyel was interviewed by Maxim Markin, junior research fellow at the National Research University Higher School of Economics in Moscow. Prof. Lengyel was asked about changes in major research streams in Hungarian economic sociology since 2002 when he gave his first interview to the Journal of Economic Sociology. In this interview, Prof. Lengyel notes that the Hungarian tradition of economic sociology tends to remain pragmatic. However, Hungarian sociology obviously has become more internationalized due to scholars’ participation in international research projects, the establishment of peer-reviewed journals, and offering English-based MA and PhD programs.
In addition, Prof. Lengyel emphasizes that entrepreneurship — along with employment policy, migration, and unemployment — remains a popular topic for sociological research. He proposes that the decline of entrepreneurship inclination among adults observed in European countries can be explained by a number of reasons, including a low level of general trust and crises. At the same time, European integration contributed to the emergence of new social categories such as supranational elites and globalized classes, which have rarely been in the center of sociological studies. Finally, Prof. Lengyel expects that such topics as economic behavior and its social implications under crises will attract serious attention from economic sociologists in the near future.

Spirina M. O.
Poverty and Shared Prosperity in Russia: Income Dynamics and Social InequalityXVI April International Academic Conference on Economicand Social Development, April 7–10, 2015, Russia, Moscow
С. 203–208

The session Poverty and Shared Prosperity in Russia was held on April 8, 2015 at the XVI April International Academic Conference on Economic and Social Development organized by the National Research University Higher School of Economics with support of the World Bank in Moscow. Situated within the broader field of social policy, the session explored the impact of various factors such as non-market income, taxation, institutional context, geographic position, educational level and composition of the labor market on inequality and poverty in Russia. The presented reports were based on the Poverty and Shared Prosperity in Russia project undertaken by the World Bank in partnership with the Higher School of Economics (Russia) and Tulane University (USA) in order to assess how different micro and macro factors can explain the capacity of the bottom 40 percent of the population to contribute to economic growth in the country.The research was conducted using the Commitment to Equity (CEQ) methodological tool developed by Nora Lustig and her team at Tulane University.
The session focused on three aspects of the bottom 40 percent income in Russia which are (1) the role of non-market income and the incidence of the fiscal system; (2) income inequality and the decomposition of the distribution of wages; (3) productivity and sustainability of wage dynamics.
The keynote speakers of the session were Vladimir Gimpelson (HSE), Luis F. López-Calva (World Bank) and Daria Popova (HSE). Irina Denisova (World Bank) and Carolina Sanchez-Paramo (World Bank) acted as lead moderators. The session attracted a wide audience, including Russian and foreign researchers from various academic fields.

 
Rambler's Top100 rss