Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader |
2005. Т. 6. № 1 |
Вступительное слово главного редактора
Вступительное слово главного редактора
С. 4–5 |
Интервью
Ни В.
Интервью
С. 6–13 |
Новые тексты
Старк Д.,
Ведреш Б.
Социальное время сетевых пространств: анализ последовательности формирования сетей и иностранных инвестиций в Венгрии, 1987–2001 гг.
С. 14–45 |
Для построения модели, отражающей процесс формирования сетевых связей между предприятиями с момента их зарождения, а также влияние на эту сеть иностранных инвестиций на протяжении всего периода стремительной и фундаментальной хозяйственной трансформации, мы собрали полные данные об истории изменения форм собственности 1696 крупнейших венгерских предприятий в течение 1987–2001 гг. Сочетая методы сетевого анализа и динамического анализа последовательности сетевых позиций, мы выявили различные способы использования фирмами сетевых ресурсов, которые помогают им справляться с неопределенностью, скрывать или реструктурировать активы, добывать информацию и обеспечивать легитимность. В этот период вплетенная в сети собственность росла, стабилизировалась и привлекала все больше иностранного капитала. Тесно связанные сети рекомбинантной собственности оказались жизнестойкими и, по сути, интегрировали в себя иностранные инвестиции. Несмотря на то что мультинациональные корпорации, используя свои филиалы и дочерние компании, разрушали сети совместных предприятий, мы получили свидетельства в пользу того, что одновременно они выстраивали другие, не менее прочные сети. Результаты нашего исследования позволяют предположить, что развивающиеся хозяйства не обязательно оказываются перед вынужденным выбором между глобальными и локально укорененными сетями. |
Новые переводы
Вебер М.
Хозяйство и общество. Глава II: Основные социологические категории хозяйствования
С. 46–68 |
Публикуется фрагмент суперклассического фундаментального труда Макса Вебера «Хозяйство и общество». Речь идет об основной части главы 2, в которой, собственно, и излагаются исходные понятия веберовской экономической социологии и которая пока что не переводилась на русский язык. Отметим, что перевод с немецкого выполнен А.Ф. Филипповым – несомненно, одним из ведущих российских специалистов по изучению наследия М. Вебера. Следует обратить внимание на одну особенность представленного перевода. Следование А.Ф. Филипповым принципу максимально точного перевода с немецкого оригинала привело, в том числе, к использованию ряда терминов, весьма непривычных для читателя, ориентированного, как правило, на конвенциональные англоязычные понятия. Так, вместо широко распространенного понятия «действие» введен термин «действование»; соответственно, понятие «экономическое действие» замещено термином «хозяйствование»; а вместо привычного понятия «организация» используется более точный с точки зрения оригинала термин «союз». |
Взгляд из регионов
Халиуллина Л. И.
Спрос на правонарушения и практика контроля за соблюдением правил дорожного движения
С. 69–77 |
Объект исследования - инспекторы дорожно-патрульной службы. Предмет исследования - система формальных и неформальных санкций за нарушение правил дорожного движения, механизмы контроля. Как показывают полученные данные, применение санкций определяется двумя основными факторами: во-первых, экономической мотивацией инспектора дорожно-патрульной службы, который, будучи экономически активным агентом, стремится к максимизации полезности и экономии на издержках; во-вторых, ограничениями, налагаемыми на деятельность инспектора организацией, в которой он состоит. Организация выступает при этом в роли принципала, инспектор же является агентом. Таким образом, инспектор дорожно-патрульной службы рассматривается и как эгоистический экономический агент, и как агент, зависимый от структурных ограничений, накладываемых на его деятельность организацией. Анализируются издержки контроля и спрос на правонарушения. |
Дебютные работы
Демьянова А. А.
Факторы и типы потребления алкоголя и табака в России
С. 78–94 |
Цель работы – изучение типов потребления алкоголя и табака в России и факторов, оказывающих на него влияние. В частности, рассматриваются следующие факторы: пол; возраст; установки в отношении гендерных ролей; доход; оптимистичность в отношении материального положения и уровня жизни в будущем; образование; самооценка, уважение со стороны окружающих; профессиональный уровень; общая удовлетворенность жизнью в целом и материальным положением в частности; занятость, количество рабочих часов в неделю; принадлежность к рабочему классу; религиозность, вера; исповедание ислама; семейное положение; потребление алкоголя супругом; потребление сигарет респондентом; количество детей; регион проживания; тип населенного пункта. Исследование выполнено на основе данных 9-й волны РМЭЗ. |
Профессиональные обзоры
Новикова Е. Г.
Фискальная социология: опыт западных исследований налогообложения
С. 95–103 |
Новые книги
Гансман Х.
Рецензия на книгу: Ingham G. The Nature of Money (2004)
С. 104–108 |
Исследовательские проекты
Рыжова Н. П.
Проект «Новая формула науки»
С. 109–113 |
Конкурс исследовательских работ по экономической социологии
(журнал «Экономическая социология», ОИЦ «Con-text») С. 114 |
Учебные программы
Радаев В. В.
Социология рынков
С. 115–130 |
Конференции
Ежегодная конференция Общества по развитию социо-экономики
С. 131–132 |
Встреча исследовательской сети «Экономическая социология», Шестая конференция Европейской социологической ассоциации
С. 133 |
Презентация книги «Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики»
С. 134 |