Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader |
Ивашиненко Н. Н.
Изучение процессов конкуренции: анализ сетей взаимодействия предприятий
На практике многообразие понимания конкуренции синтезируется на базе принятия конкретным хозяйственным агентом своей собственной конкурентной стратегии. Конкурентная стратегия представляет собой устойчивый набор способов хозяйственных действий, направленных на достижение максимально эффективной деятельности предприятия в условиях рыночной среды, в которой оно реально функционирует, и в рамках понимания этих процессов его топ-менеджерами. Выявление и изучение этого понимания и являлось одной из главных целей исследования. Основной задачей было выяснить, зависит ли стратегия конкуренции предприятия от того, как взаимодействуют конкуренты. Результаты исследования показали, что зависит и достаточно сильно. Сетевая модель позволяет адекватно отобразить этот процесс. Второй вопрос исследования: а что такое взаимодействие предприятий-конкурентов? Было выявлено, что для объяснения этих процессов понадобится не одна сеть, а столько, сколько типов взаимодействий будет обнаружено. Выявление центров формирования сетей позволяет в дальнейшем изучать процесс естественного, а не формального сетеобразования. Исследование проведено в мае-июне 2004 г.; в интервьюировании участвовало 120 менеджеров, каждый из которых представлял одно нижегородское предприятие.