Скрыть
Раскрыть

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. 
Эл. № 77-45977 

Издается с 2000 года

Экономическая социология входит в индекс цитирования Emerging Sources Citation Index (ESCI) из Web of Science Core Collection.


Выпускается при поддержке Национального исследовательского университета "Высшей школы экономики"
PDF Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader

2006. Т. 7. № 3

Полный текст

Вступительное слово главного редактора

Радаев В. В.
Вступительное слово главного редактора
С. 4–5

Интервью

Юдкевич М. М.
О Лаборатории институционального анализа экономических реформ ГУ-ВШЭ
С. 6–10

Новые тексты

Тихонова Н. Е.
Ресурсный подход как новая теоретическая парадигма в стратификационных исследованиях
С. 11–26

Автор анализирует возможности анализа социальной структуры современного российского общества при помощи ресурсного подхода – нового научного направления, сформировавшегося и активно развивавшегося в последние два-три десятилетия. В качестве основания стратификации представители этого направления выделяют объем и структуру ресурсов (капиталов, активов), которыми располагают индивиды и которые несводимы не только к традиционному экономическому капиталу, но и к сумме экономического, человеческого и властного капиталов. Особое внимание представители этого направления обращают также огромное значение в новых условиях новых видов ресурсов – вытекающих из характера социализации особенностей поведения, общего уровня культуры и т.п., рассматривавшихся ранее только как следствие экономического статуса, а также физиологических (здоровье, возраст, пол), символических, личностныйх и т.д. ресурсы. По мнению автора, переход к концепции ресурсов как основанию социальной стратификации не только подготовлен всем предшествующим развитием стратификационных исследований в мире, но и сулит существенный методологический прорыв по отношению к тем противоречиям и сложностям, в которых буквально «застряли» сегодняшние исследования стратификации.

Новые переводы

Бейкер У., Фолкнер Р., Фишер Д.
Риски рынка: продолжение и разрыв межорганизационных рыночных связей
С. 27–52

Предлагаемая авторами теория рынка как межвременного процесса интегрирует множество разных теоретических направлений. На основе метода анализа событий авторы изучают разрыв организационных связей между рекламными агентствами и их клиентами, осуществляемый под воздействием трех движущих сил рынка: конкуренции, властных отношений и институционального принуждения. Неформальные «правила обмена», институционализированные на «этапе формирования» рынка рекламных услуг, предполагают «эксклюзивное партнерство» (поддержание отношений с одной фирмой-подрядчиком) и лояльность (редкую смену одной фирмы на другую). Результаты исследования показывают, что в большинстве случаев отношения рыночного обмена между рекламными агентствами и их клиентами являются эксклюзивными и сохраняются на протяжении нескольких лет; однако конкуренция, властные отношения и институциональное принуждение оказывают на них свое воздействие, поддерживая или подрывая эти правила. Институциональное принуждение преимущественно снижает риск разрыва отношений между клиентом и агентством. Наиболее влиятельные рекламные агентства мобилизуют ресурсы, чтобы увеличить стабильность связей, в то время как влиятельные клиенты ведут себя по-разному, мобилизуя ресурсы с целью увеличить или, наоборот, уменьшить эту стабильность. Конкуренция – самая слабая рыночная сила, но ее воздействие вполне определенно и важно: она всегда увеличивает риск разрыва отношений. Вывод заключается в том, что рынок институционализируется через повторяющиеся несовершенные модели обмена, поскольку конкуренция и изменение норм, регулирующих продолжительность рыночных связей, дестабилизируют рыночные взаимоотношения.

Взгляд из регионов

Бурнышев К., Вандышев М. Н., Прямикова Е.
Качество в российской промышленности: механизмы обеспечения
С. 53–68

Замысел статьи возник в ходе реализации научно-исследовательского проекта «Менеджмент, трудовые отношения и формирование классов в современной России» (исследование было проведено на 52 предприятиях в ряде регионов Российской Федерации). В объектное поле исследования попали предприятия различных отраслей, организационно-правовых форм собственности, преимущественно средних по численности персонала. Сбор информации осуществлялся методом кейс-стади. Основной фокус статьи – практики обеспечения качества, т.е. управленческие усилия, предпринимаемые в определенных рамках. Было выявлено, что сегодня проблема качества решается на российских предприятиях различными способами. Некоторые предприятия сводят работу по обеспечению качества к непосредственному контролю над деятельностью работников. На других предприятиях эта работа осуществляется на более высоких уровнях – институциональном и технологическом. При этом в каком-то смысле проблемы качества и не существует, если не рассматривать данную ситуацию в рамках стратегии развития. На уровне тактики и текущего состояния дел этот вопрос не проблематизируется. Если в советское время данная проблема не актуализировалась в силу дефицитного характера экономики, то в новой российской ситуации она не актуализируется по причине доминирования учета издержек в силу необходимости удержания определенной рыночной ниши.

Дебютные работы

Гладникова Е. В.
Особенности ценностно-мотивационной структуры мужчин и женщин в сфере труда и занятости
С. 69–78

В недавнем прошлом в России произошли кардинальные перемены, затронувшие жизнь всего общества, в том числе мы наблюдали значительные трансформации в сфере занятости. Автор рассмотривает один из аспектов, касающихся области труда и занятости, – ценностно-мотивационную структуру, и в частности гендерные различия в мотивах и ценностях, а также произошедшие изменения в данной сфере начиная с 1990-х годов. По мнению автора, в этой сфере наблюдаются два противоположных процесса. С одной стороны, под влиянием перемен во всем российском обществе происходит смещение трудовых мотивов и ценностей. С другой стороны, под влиянием мощной инерции воспроизводятся традиционные трудовые установки. В работе предпринимается попытка выявить основные направления изменений в данной сфере, а также зафиксировать сохранение традиционных установок.

Профессиональные обзоры

Шевчук А. В.
В сети будущего труда (обзор Интернет-ресурсов)
С. 79–81

Новые книги

Шевчук А. В.
Лучшие книги о будущем труда (обзор литературы)
С. 82–87

Барсукова С. Ю.
Стакан похмельного кефира (размышления над «Ящиком водки» А. Коха и И. Свинаренко)
С. 88–90

Исследовательские проекты

Практики хозяйственной конкуренции на рынках потребительских товаров современной России
С. 91–94

Учебные программы

Радаев В. В.
Современный стратификационный анализ
С. 95–108

Конференции

Всероссийская научная конференция «Социологические методы в современной исследовательской практике» памяти А.О. Крыштановского
С. 109–117

Международный проект «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения»
С. 118

 
Rambler's Top100 rss