Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader |
2006. Т. 7. № 3 |
Вступительное слово главного редактора
Радаев В. В.
Вступительное слово главного редактора
С. 4–5 |
Интервью
Юдкевич М. М.
О Лаборатории институционального анализа экономических реформ ГУ-ВШЭ
С. 6–10 |
Новые тексты
Тихонова Н. Е.
Ресурсный подход как новая теоретическая парадигма в стратификационных исследованиях
С. 11–26 |
Автор анализирует возможности анализа социальной структуры современного российского общества при помощи ресурсного подхода – нового научного направления, сформировавшегося и активно развивавшегося в последние два-три десятилетия. В качестве основания стратификации представители этого направления выделяют объем и структуру ресурсов (капиталов, активов), которыми располагают индивиды и которые несводимы не только к традиционному экономическому капиталу, но и к сумме экономического, человеческого и властного капиталов. Особое внимание представители этого направления обращают также огромное значение в новых условиях новых видов ресурсов – вытекающих из характера социализации особенностей поведения, общего уровня культуры и т.п., рассматривавшихся ранее только как следствие экономического статуса, а также физиологических (здоровье, возраст, пол), символических, личностныйх и т.д. ресурсы. По мнению автора, переход к концепции ресурсов как основанию социальной стратификации не только подготовлен всем предшествующим развитием стратификационных исследований в мире, но и сулит существенный методологический прорыв по отношению к тем противоречиям и сложностям, в которых буквально «застряли» сегодняшние исследования стратификации. |
Новые переводы
Бейкер У.,
Фолкнер Р.,
Фишер Д.
Риски рынка: продолжение и разрыв межорганизационных рыночных связей
С. 27–52 |
Предлагаемая авторами теория рынка как межвременного процесса интегрирует множество разных теоретических направлений. На основе метода анализа событий авторы изучают разрыв организационных связей между рекламными агентствами и их клиентами, осуществляемый под воздействием трех движущих сил рынка: конкуренции, властных отношений и институционального принуждения. Неформальные «правила обмена», институционализированные на «этапе формирования» рынка рекламных услуг, предполагают «эксклюзивное партнерство» (поддержание отношений с одной фирмой-подрядчиком) и лояльность (редкую смену одной фирмы на другую). Результаты исследования показывают, что в большинстве случаев отношения рыночного обмена между рекламными агентствами и их клиентами являются эксклюзивными и сохраняются на протяжении нескольких лет; однако конкуренция, властные отношения и институциональное принуждение оказывают на них свое воздействие, поддерживая или подрывая эти правила. Институциональное принуждение преимущественно снижает риск разрыва отношений между клиентом и агентством. Наиболее влиятельные рекламные агентства мобилизуют ресурсы, чтобы увеличить стабильность связей, в то время как влиятельные клиенты ведут себя по-разному, мобилизуя ресурсы с целью увеличить или, наоборот, уменьшить эту стабильность. Конкуренция – самая слабая рыночная сила, но ее воздействие вполне определенно и важно: она всегда увеличивает риск разрыва отношений. Вывод заключается в том, что рынок институционализируется через повторяющиеся несовершенные модели обмена, поскольку конкуренция и изменение норм, регулирующих продолжительность рыночных связей, дестабилизируют рыночные взаимоотношения. |
Взгляд из регионов
Бурнышев К.,
Вандышев М. Н.,
Прямикова Е.
Качество в российской промышленности: механизмы обеспечения
С. 53–68 |
Замысел статьи возник в ходе реализации научно-исследовательского проекта «Менеджмент, трудовые отношения и формирование классов в современной России» (исследование было проведено на 52 предприятиях в ряде регионов Российской Федерации). В объектное поле исследования попали предприятия различных отраслей, организационно-правовых форм собственности, преимущественно средних по численности персонала. Сбор информации осуществлялся методом кейс-стади. Основной фокус статьи – практики обеспечения качества, т.е. управленческие усилия, предпринимаемые в определенных рамках. Было выявлено, что сегодня проблема качества решается на российских предприятиях различными способами. Некоторые предприятия сводят работу по обеспечению качества к непосредственному контролю над деятельностью работников. На других предприятиях эта работа осуществляется на более высоких уровнях – институциональном и технологическом. При этом в каком-то смысле проблемы качества и не существует, если не рассматривать данную ситуацию в рамках стратегии развития. На уровне тактики и текущего состояния дел этот вопрос не проблематизируется. Если в советское время данная проблема не актуализировалась в силу дефицитного характера экономики, то в новой российской ситуации она не актуализируется по причине доминирования учета издержек в силу необходимости удержания определенной рыночной ниши. |
Дебютные работы
Гладникова Е. В.
Особенности ценностно-мотивационной структуры мужчин и женщин в сфере труда и занятости
С. 69–78 |
В недавнем прошлом в России произошли кардинальные перемены, затронувшие жизнь всего общества, в том числе мы наблюдали значительные трансформации в сфере занятости. Автор рассмотривает один из аспектов, касающихся области труда и занятости, – ценностно-мотивационную структуру, и в частности гендерные различия в мотивах и ценностях, а также произошедшие изменения в данной сфере начиная с 1990-х годов. По мнению автора, в этой сфере наблюдаются два противоположных процесса. С одной стороны, под влиянием перемен во всем российском обществе происходит смещение трудовых мотивов и ценностей. С другой стороны, под влиянием мощной инерции воспроизводятся традиционные трудовые установки. В работе предпринимается попытка выявить основные направления изменений в данной сфере, а также зафиксировать сохранение традиционных установок. |
Профессиональные обзоры
Шевчук А. В.
В сети будущего труда (обзор Интернет-ресурсов)
С. 79–81 |
Новые книги
Шевчук А. В.
Лучшие книги о будущем труда (обзор литературы)
С. 82–87 |
Барсукова С. Ю.
Стакан похмельного кефира (размышления над «Ящиком водки» А. Коха и И. Свинаренко)
С. 88–90 |
Исследовательские проекты
Практики хозяйственной конкуренции на рынках потребительских товаров современной России
С. 91–94 |
Учебные программы
Радаев В. В.
Современный стратификационный анализ
С. 95–108 |
Конференции
Всероссийская научная конференция «Социологические методы в современной исследовательской практике» памяти А.О. Крыштановского
С. 109–117 |
Международный проект «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения»
С. 118 |