Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader |
Александрова Е. С.
Принципы ценообразования в медицине: попытка социологического анализа на примере неформальных денежных платежей в государственной стоматологии г. Москвы
Проблематизируется вопрос о том, насколько правомерно социология рынков обходит своим исследовательским вниманием процесс ценообразования -ключевой для любого рынка. На примере стоимости неформальных медицинских услуг предпринимается попытка разобраться в том, каким образом в реальной рыночной практике формируется цена. Действительно ли ценовое поведение рыночных агентов направляется лишь осознанным стремлением к покрытию издержек и увеличению дохода от своей профессиональной деятельности, или же за этим поведением стоят и другие факторы - ценности, нормы, традиции, социальные представления, аффекты? В поисках ответа на этот вопрос формулируется цель исследования: выявление принципов, руководствуясь которыми работающие в государственных поликлиниках Москвы врачи-стоматологи определяют размер неформального платежа для каждого конкретного пациента. Эмпирической базой исследования являются результаты глубинных интервью с бюджетными стоматологами, оказывающими неформально оплачиваемые услуги, а также количественная информация о пациентах (их социальных, демографических, клинических характеристиках и стоимости их лечения), полученная в результате 30-дневного "самонаблюдения", на которое согласились три практикующих в государственных поликлиниках Москвы стоматолога.