Скрыть
Раскрыть

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. 
Эл. № 77-45977 

Издается с 2000 года

Экономическая социология входит в индекс цитирования Emerging Sources Citation Index (ESCI) из Web of Science Core Collection.


Выпускается при поддержке Национального исследовательского университета "Высшей школы экономики"
PDF Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader

2009. Т. 10. № 1

Полный текст

Вступительное слово главного редактора

Вступительное слово главного редактора
С. 4–6

Интервью

Сале Р.
Пять вопросов об экономической социологии Роберу Сале
С. 7–18

Новые тексты

Радаев В. В.
Экономическая борьба и социальные связи: структура конкурентных отношений в новом российском ритейле
С. 19–56

Экономическая теория обычно исходит из того, что конкурирующие фирмы действуют независимо друг от друга. Экономическая социология, напротив, представляет конкуренцию как социальное действие, ориентированное на других участников рынка. Она предполагает, что между прямыми конкурентами, не вступающими друг с другом в экономические сделки, возникает сложный комплекс социальных связей, обеспечивающих общую устойчивость рынка. Принимая этот экономико-социологический подход, мы в то же время хотим избежать риска «пересоциализированности» концептуальных построений. Для этого положение о социальной укорененности действий конкурентов должно быть проверено эмпирически. Не менее важно изучить разнообразие существующих форм, в которых осуществляется межфирменная социальная координация.

В данной статье предлагается классификация типов социальных связей между конкурентами и на основе оригинальной базы количественных данных выявляется степень распространенности и уровень интенсивности этих связей, а также анализируются условия, которые способствуют или, наоборот, препятствуют координации действий на рынке. Основным источником данных стал стандартизованный опрос 500 менеджеров розничных сетей и их поставщиков, проведенный осенью 2007 г. в пяти российских городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Тюмени. Выборка включает представителей российских и иностранных компаний разного размера в продуктовом секторе и секторе бытовой техники и электроники.

Новые переводы

Старк Д.
Гетерархия: организация диссонанса
С. 57–89

Первая глава книги Дэвида Старка «Смысл диссонанса: оценки ценности в хозяйственной жизни» посвящена тем вызовам, с которыми сталкивается современная организация, и тем изменениям, которые происходят внутри организаций в ответ на эти вызовы.

Одной из ключевых сегодня является проблема поиска. При этом понастоящему фундаментальный вызов рождается таким типом поиска, в процессе которого мы даже не знаем, что, собственно, мы ищем, однако сразу распознаём искомое, как только его обнаружим.

Всё это образует, в терминах Джона Дьюи, запутанную ситуацию. Основная мысль автора такова: вместо того чтобы избегать запутанных ситуаций, организации могут воспользоваться ими. Вместо того чтобы просто реагировать на возникающие время от времени ситуации извне, организации могут поощрять такие организационные формы, которые бы снова и снова производили неопределённые ситуации внутри самой организации. Старк утверждает, что часто это и происходит на самом деле – в организационных формах, отличных как от командной иерархии, так и от концептуальной иерархии когнитивных категорий. Такие формы называются гетерархией (heterarchy).

Для гетерархий характерно наличие множественных моделей оценивания. Там, где внешняя среда организации турбулентна и не ясно, что может стать ресурсом в меняющихся условиях, конкурирующие модели оценивания могут сами по себе становиться ценным организационным ресурсом. С этой точки зрения предпринимательство эксплуатирует неопределённость. Предпринимательство – это способность поддерживать функционирование множественных принципов оценивания и эксплуатировать силы трения, возникающие из их взаимодействия.

Гетерархии обладают двумя особенностями. В отличие от вертикально распределённой власти в иерархиях для гетерархий более характерны поперечно организованные сетевые структуры, отражающие более сильные взаимозависимости, возникающие в процессе сложно организованного сотрудничества. Другой особенностью является то, что в гетерархиях не существует никакой иерархии среди соперничающих принципов оценивания.

Взгляд из регионов

Журавская Т. Н.
«Зона свободной торговли»: конкурентная ситуация и деловые стратегии игроков на локальном рынке г. Благовещенска
С. 90–108

Локальный рынок Благовещенска характеризуется высоким уровнем конкуренции, не характерным для городов с малой численностью населения. Одним из определяющих факторов, на наш взгляд, выступает трансграничное положение города (Благовещенск соседствует через реку Амур с китайским городом Хэйхэ), которое способствовало формированию условной «свободной экономической зоны». Усиление конкуренции происходит на фоне появления новых игроков и ожиданий прихода «сетевиков», сокращения рынка за счет оттока населения, слабых ограничений со стороны органов контроля. Проведённое исследование позволило выделить ряд разнообразных деловых стратегий на рынках продуктов питания и бытовой техники: от диверсификации бизнеса до простого выживания. Так, например, довольно часто происходит копирование успешных форматов, потому как информация на относительно небольшом локальном рынке города распространяется быстро, что позволяет оперативно реагировать на действия конкурентов. В целом, тенденции развития конкуренции на благовещенском рынке отражают общероссийскую картину.

Дебютные работы

Малкова М.
Формальные и неформальные стратегии снижения риска: страхование vs накопления социального капитала
С. 109–126

В сегодняшней России существует ряд важных факторов, сдерживающих развитие добровольного страхования. В качестве таких факторов зачастую называются причины экономического характера, а также нежелание россиян принимать западные финансовые модели поведения. Основная идея исследования заключается в том, что у институционального страхования есть серьёзный конкурент в виде неформальной стратегии снижения риска. Под такой стратегией понимается распределение риска между участниками реципрокных взаимодействий. В статье сравнивается формальная стратегия снижения риска, когда индивид обращается в страховую компанию и в первую очередь является участником рыночного обмена, и неформальная, когда индивид рассчитывает на ресурсы своей социальной сети и использует свой социальный капитал.

Профессиональные обзоры

Никуткина К., Привалова А.
Западные количественные исследования фрилансеров: профессиональный обзор
С. 127–143

Во второй половине XX в. информация приобрела ключевую роль в обществе, инновации стали чрезвычайно быстрыми. Меняясь в соответствии с требованиями времени, экономика также приобрела новые формы, превратившись в «новую экономику». Основные её признаки: глобализация, усиление роли информационных технологий, рост сектора услуг и — особенно — информационного сектора в экономике, изменение традиционных трудовых отношений. Появляются новые формы занятости, такие, как фриланс и телеработа, которые не могут не интересовать исследователей. В России данная сфера относится к области малоизученных, тогда как на Западе количество эмпирических проектов и теоретических исследований на данную тему достаточно велико. В данном обзоре представлены результаты большей частью западных количественных разовых исследований, посвящённых фрилансу, которые проводились в 2000-х годах. В обзоре обсуждаются следующие вопросы: состояние терминологии, статистика фрилансеров по странам, преимущества и недостатки фриланса, мотивация этого вида труда, структура рабочего процесса и взаимоотношения фрилансеров с заказчиками, профессиональные сообщества фрилансеров.

Новые книги

Барсукова С. Ю.
Интеллектуальное путешествие: от призвания к признанию. Рецензия на книгу: Корнаи Я. 2008.Силой мысли. Неординарные воспоминания об одном интеллектуальном путешествии. М.:Логос
С. 144–150

Исследовательские проекты

Преснякова Л.
Человек и деньги
С. 151–155

Учебные программы

Mizruchi М.
Social Networks
С. 156–160

Конференции

Call for Papers. Markets as Networks (25th–26th September 2009, Sofia, Bulgaria)
С. 161–163

 
Rambler's Top100 rss