Скрыть
Раскрыть

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. 
Эл. № 77-45977 

Издается с 2000 года

Экономическая социология входит в индекс цитирования Emerging Sources Citation Index (ESCI) из Web of Science Core Collection.


Выпускается при поддержке Национального исследовательского университета "Высшей школы экономики"
PDF Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader

2011. Т. 12. № 3

Полный текст

Вступительное слово главного редактора

Радаев В. В.
Вступительное слово главного редактора (В. В. Радаев)
С. 5–7

Интервью

Трентманн Ф.
Фрэнк Трентманн отвечает на 10 вопросов об экономической социологии
С. 8–14

Новые тексты

Ефимов В.
Дискурсивный анализ в экономике: пересмотр методологии и истории экономической науки
С. 15–53

Тем, кто знали правила поведения различных участников рынка жилья в США, было достаточно просто распознать набухающий пузырь на этом рынке и предвидеть, что он неизбежно лопнет. А знать эти правила, кроме тех, кто непосредственно применял их на практике, могли только те, кто не гнушался непосредственными контактами с участниками этого рынка, например, в форме интервью. Если говорить более обобщённо, то социально-экономические регулярности проистекают из того факта, что люди ведут себя в соответствии с определёнными социально сконструированными правилами, и эти правила объясняются, обосновываются и запоминаются с помощью рассказывания себе и другим некоторых историй (stories). Приняв это утверждение, нужно согласиться и с тем, что для выявления социально-экономических регулярностей мы должны осваивать и анализировать эти истории. Современная экономическая наука не занимается изучением дискурсов экономических акторов и тем самым лишает себя способности понимать и прогнозировать экономические явления. Изучение дискурсов есть не отход от научных стандартов, заложенных в естествознании, а наоборот, приближение к ним, так как практически все социальные взаимодействия опосредствуются языком. В статье предлагается альтернатива различным типам практикуемой в настоящее время институциональной экономики, а также таким направлениям современной экономической дисциплины, как поведенческая и экспериментальная экономика. В первой части статьи, которая и публикуется в настоящем номере, характеризуется дискурсивная методология и её современные применения к анализу экономических явлений. Вторая часть статьи выйдет в следующем номере журнала. Она посвящена дискурсивному анализу истории и современного состояния экономической дисциплины, и в ней осуществляется пересмотр «спора о методах» (Methodenstreit), а также обсуждаются условия радикальной институциональной реформы действующей сейчас экономической дисциплины.

Новые переводы

Рюшемайер Д., Эванс П.
Государство и экономические преобразования: к анализу условий эффективного государственного вмешательства
С. 54–84

Данная работа синтезирует ключевые социологические идеи относительно условий эффективности государственного вмешательства в экономику. Основное внимание уделяется двум факторам — наличию единого согласованного бюрократического аппарата и относительной автономии государства от интересов правящего класса. Ни действенная бюрократия, ни автономия государства не могут дать гарантии успеха государственных интервенций. Однако сравнительный исторический анализ позволяет выявить условия, при которых эти факторы способствуют или препятствуют реализации государственной политики.

Взгляд из регионов

Чернова Ж., Шпаковская Л.
Политэкономия современного родительства: сетевое сообщество и социальный капитал
С. 85–105

Статья посвящена специфике функционирования виртуального сообщества родителей Санкт-Петербурга. Используя материалы кейс-стади, авторы анализируют значение интернет-коммуникации для формирования сетевых сообществ родителей, принципы взаимодействия в сообществе, способы поддержки и ресурсы, циркулирующие в нём, механизмы и правила, регулирующие эту циркуляцию, вклады, которые вносит участие в сообществе в организацию приватной сферы. В статье показано, как в данном сообществе происходит производство и накопление социального капитала, выносятся репутационные оценки участников, а также происходят реципрокные обмены эмоциональными поддержками, информацией, товарами и услугами. Авторы полагают, что участие в данном сообществе предоставляет способы оптимизации материальных, эмоциональных и временных ресурсов семьи в организации заботы и приватности, внося вклад в «политэкономию» родительства. В заключение авторы демонстрируют, что социальный капитал, основанный на взаимопомощи и доверии участников виртуального сообщества друг к другу, может конвертироваться в экономический капитал, а также служить ресурсом коллективной мобилизации для защиты прав участников.

Дебютные работы

Караева О., Камальдинова Л.
Генетически модифицированные продукты: позиции основных участников продовольственного рынка
С. 106–126

В данной работе появление генетически модифицированных продуктов, а также практики маркировать товары лейблом «Не содержит ГМО!» рассматриваются как критический момент в истории российского потребительского рынка. Введение в массовое потребление продуктов, произведённых с использованием технологий генной инженерии, представляет собой противоречивый процесс, поскольку безопасность ГМ-компонентов для здоровья человека пока не доказана. В связи с этим особый интерес представляют позиции основных акторов рынка относительно внедрения генетически модифицированных продуктов в условиях неопределённости их последствий. Работа основана на данных полуформализованных интервью с представителями восьми компаний-производителей и количественного опроса москвичей, дополненных результатами экспертных интервью с врачами. В качестве общего подхода используется экономическая теория конвенций.

Профессиональные обзоры

Фархатдинов Н.
Искусство как товар: старые и новые исследовательские перспективы
С. 127–144

В статье предпринята попытка кодификации старых и новых исследовательских перспектив, существующих в социологии рынков искусства. Отправным пунктом анализа выбраны исследовательские подходы в рамках парадигмы производства культуры, для которой рынок является институтом, способствующим распространению культурных продуктов. Ключевыми проблемами в данном случае становятся структура рынка и цены на произведения искусства. Однако в последнее время возникли и альтернативные подходы, которые обращают внимание на роль эмоций на рынке искусства и ритуальную природу происходящих взаимодействий. После обсуждения исследовательских направлений в статье намечены перспективы анализа, требующие, на наш взгляд, иного — антропологического — подхода к исследованию искусства как товара.

Новые книги

Шевчук А. В.
Возвращение капитализма, который никуда не уходил. Рецензия на книгу: Streeck W. 2009. Re-Forming Capitalism. Institutional Change in the German Political Economy. Oxford: Oxford University Press. 304 p.
С. 145–149

Исследовательские проекты

Яковлев А. А.
Региональное исследование «Ведение бизнеса в России 2012»
С. 150–154

Учебные программы

Шерешева М., Котельникова З. В., Радаев В. В., Третьяк О.
Стратегии развития розничных сетей в России
С. 155–165

Конференции

Coping with Instability in Market Societies (Max Planck — Sciences Po Conference, Paris), December 15–16, 2011
С. 166–167

 
Rambler's Top100 rss