Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader |
Фуркад М.
Интервью с Марион Фуркад. Дюркгейм и science studies для экономической социологии (проведено О. И. Кирчик, перевод Т. Н. Филипповой)
2013.
Т. 14.
№ 2.
С. 8–16
[содержание номера]
Интервью с профессором социологии Калифорнийского университета в Бёркли и Института политических исследований (Sciences Po) (Париж, Франция) Марион Фуркад было проведено старшим преподавателем кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ Олесей Кирчик во время международной конференции «Embeddedness and Beyond: Do Sociological Theories meet Economic Realities?» («Укоренённость и за её пределами: объясняют ли социологические теории экономическую реальность?»), состоявшейся в Москве 25–28 октября 2012 г. На конференции М. Фуркад выступила на пленарном заседании с докладом «Хозяйство как игра морали»(«The Economy as Morality Play»).
Во время беседы Фуркад говорила о значении сравнительного метода в социологии, об ограничениях перформативности экономического знания и о проблематике социальных классификаций. Рассуждения профессора опираются на материалы компаративистских исследований, посвящённых оценке стоимости природы, классификации вин и оцифровки книг во Франции и США. Основная идея данных исследований заключается в сравнении процессов производства классификаций в этих трех сферах (природа, классификация вин и оцифровка книг) и выявлении точек их пересечения. Пытаясь проанализировать случаи разлива нефти возле Аляски и Франции, Фуркад приходит к выводу о том, что перформативность знания сама является продуктом общества, и это не позволяет людям переделывать социальный мир по своему усмотрению. Размышляя над проблемой классификации, профессор задается вопросом: каким образом каталогизируются оцифрованные в Интернете книги в США и Франции? Также исследовательница показывает, что логики каталогизации в двух странах не были одинаковыми в силу различий в отношении к иерархии знаний, в приоритетах политики оцифровки, в политической культуре. Основываясь на идеях Бурдьё и Дюркгейма, Фуркад утверждает, что ни в одном обществе не существует единого способа производства иерархии, и то, что принято называть «конфликт классификаций», следует из этого многообразия социальных позиций и различий между ними. В заключение речь идёт о том, почему экономической социологии следует изучать категории и классификации. По мнению Фуркад, они имеют не только существенные экономические последствия, но и отражают особый способ понимания и упорядочивания мира, пронизывая рыночные структуры.