Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader |
Фирсова Н. Ю.
Предикторы инновационных потребительских практик: освоение интернет-шопинга в российских домохозяйствах
Несмотря на то, что потребление является предметом исследований как в экономике, так и в социологии, две эти дисциплины изучают его по-разному. При изучении потребления в рамках экономики наблюдается редукция потребления к трансакциям обмена товаров и услуг на рынке, а в социологии доминируют теории, акцентирующие внимание на рассмотрении либо символического смысла предметов потребления, либо моральных суждений о консьюмеризме. Автор представляемой работы пытается разработать более сбалансированный подход к рассмотрению потребления, дополнив теоретическую базу новой экономической социологии инструментарием диффузии инноваций для последующего его применения к исследованию новых потребительских практик в повседневной жизни. Дабы избежать крайностей моделей homo economicus и homo sociologicus в изучении потребления, автор также использует теорию практик в качестве концептуальной рамки. Цель данной работы — выявление предикторов освоения инновационных потребительских практик на примере интернет-шопинга. Гипотезы были протестированы на данных общенациональной репрезентативной выборки обследования домохозяйств и индивидов «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения» (РМЭЗ) НИУ ВШЭ, собранных в 2009 г. Отрицательный биномиальный регрессионный анализ позволил определить положительную связь с вовлечённостью в интернет-шопинг следующих предикторов: социальный капитал, манифестируемый образовательной и профессиональной мобильностью; вовлечённость в практики, развивающие когнитивные способности; материальные и нематериальные ресурсы домохозяйства; проживание в столичных городах. При моделировании на общенациональных данных и данных разных доходных групп набор статистически значимых предикторов не всегда совпадал: образовательная мобильность положительно связана с вовлечённостью в интернет-шопинг только среди представителей высокодоходных домохозяйств, а наличие свободного времени — среди представителей средне- и низкодоходных домохозяйств соответственно. В заключении работы автор делает предположение о том, что при изучении стиля жизни социально-демографические характеристики становятся менее актуальными по сравнению с элементами жизненных траекторий и сопряжёнными практиками индивида.