Скрыть
Раскрыть

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. 
Эл. № 77-45977 

Издается с 2000 года

Экономическая социология входит в индекс цитирования Emerging Sources Citation Index (ESCI) из Web of Science Core Collection.


Выпускается при поддержке Национального исследовательского университета "Высшей школы экономики"
PDF Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader

2014. Т. 15. № 5

Полный текст

Радаев В. В.
Вступительное слово главного редактора
С. 7–8

Новые тексты

Бердышева Е. С.
Социальное конструирование качества на московском рынке стоматологических услуг
С. 9–44

Без вынесения суждений о качестве товара и оценки обоснованности его цены не может состояться купля-продажа. В этом смысле определение, стабилизация и институционализация категорий, раскрывающих содержание товара, — три кита в основе современных ценообразующих рынков. В данной статье реконструируются категории, операционализирующие содержание и качество медицинских услуг московского стоматологического рынка и раскрывающие суть действующего на нём социального порядка. Наряду с содержанием маркетинговых усилий, направляемых коммерческими клиниками на квалификацию своих услуг, в статье анализируются представления о качестве разных участников этого рынка — врачей, менеджеров клиник и пациентов. Особое внимание уделяется тому, как пациенты справляются с оценкой качества стоматологических услуг, выбирая клинику. С опорой на данные веб-сайтов клиник и глубинных интервью с участниками рынка демонстрируется, что на изучаемом рынке не существует консенсуса по поводу критериев качества, так как в пределе успешность стоматологического лечения, по мнению игроков разного типа, зависит от профессионализма врача. Под ним при этом понимается не уровень квалификации, но, скорее, мотивация к профессиональной деятельности, выдвигающая на первый план служение пациенту. В идеале качество стоматологической услуги предполагает реализацию комплексного подхода к лечению, способствующего поддержанию здоровья человека в целом. Однако в таком виде качество беспокоит врачей. Пациенты же зачастую приходят в клинику, когда проблемы с зубами уже нельзя игнорировать, и ради того, чтобы решить их быстро, надолго и в соответствии с современными представлениями о том, как должны выглядеть здоровые зубы. При этом независимо от того, сколько усилий клиника вкладывает в разъяснение своих конкурентных преимуществ, наибольшим доверием у клиентов пользуются оценки представителей их референтной группы, прочувствовавших качество стоматологических услуг на своём теле и кошельке. Впрочем, инвестиции клиник в квалификацию стоматологических услуг не пропадают даром. Усвоенные из рыночного дискурса категории используются пациентами и при выяснении подробностей о клинике у знакомых, и при возникновении сомнений относительно обоснованности заплаченной за лечение цены. Таким образом, конвенциональный лексикон стоматологического рынка задаётся параметрами, составляющими содержание стоматологических услуг и конституирующими их качество.

Новые переводы

Кламер А.
Странная наука экономика: приглашение к разговору
С. 45–53

В книге «Странная наука экономика: приглашение к разговору» Арьо Кламер продолжает тему, начатую им в монографии 1983 г. «Conversations with Economists» («Беседы с экономистами») [Klamer 1983], приобретшей впоследствии большую популярность. В представляемой книге автор намеревается объяснить читателям, кто такие экономисты и каков их мир. Кламер констатирует, что профессиональное сообщество экономистов не способно сегодня вести продуктивные диалоги. Данное обстоятельство обусловлено рядом причин, в том числе тем, что экономисты нередко придерживаются диаметрально противоположных взглядов на одни и те же вопросы. Не менее важную роль играет и склонность экономистов к построению формальных моделей, которая нивелирует их интерес к реалиям окружающего нас мира.
То, что разговор между экономистами оказывается невозможным, естественным образом, по мнению Кламера, влияет на замедление процесса накопления научного знания в экономике, поэтому автор книги предлагает нам поразмышлять об экономической науке, или о том, что делают экономисты, как о пространстве разговоров. Такой подход к пониманию экономической науки призван восстановить коммуникацию внутри профессионального сообщества экономистов, а также выстроить связи между экономистами и внешним миром, в том числе политическими кругами.
Журнал «Экономическая социология» публикует заключение «Peroratio: почему экономическая наука не такая уж и странная» («Peroratio: Why the Science of Economics Is Not All That Strange»). В нём Кламер подытоживает основные идеи книги и демонстрирует, каким образом метафора «разговора» способствует осознанию четырёх разрывов, с которыми сталкиваются экономисты: эпистемологического; риторического; с повседневностью; с политикой.

Расширение границ

Богатырь Н. В.
«Бюджет для граждан»: найти получателя
С. 54–84

Cтатья написана в рамках исследования российского опыта повышения открытости государственного управления и представляет результаты этнографического наблюдения над тем, как в 2013–2014 гг. Рабочая группа Минфина России создавала концепцию упрощённой версии Федерального закона о бюджете, то есть концепцию «Бюджета для граждан», адресованного населению страны. Цель статьи — на отдельном примере показать, как министерства, ведомства и эксперты, вовлечённые в реализацию проектов открытости власти обществу, определяют конечного пользователя и соучастника этих проектов — гражданина. Для этого статья отвечает на три вопроса:
1. Какая концепция «Бюджета для граждан» была сформулирована Рабочей группой?
2. Как Рабочая группа Минфина России определяет «активных граждан», которые могут составить целевые аудитории её нового продукта?
3. Как Министерство финансов представляет участие активных граждан в повышении бюджетной грамотности населения?
Вводная часть представляет международный опыт публикации гражданских бюджетов и рекомендации международных экспертов по их формированию и распространению; во второй части охарактеризована эмпирическая база исследования и коротко обозначены основные направления дискуссии об эволюции гражданства в социальных науках, а затем проанализирован первый опыт Российской Федерации, описаны контексты формирования концепции федерального «Бюджета для граждан» и выделены основные этапы поиска министерством целевых групп, которые могли бы стать активными «читателями» этого документа и распространителями знаний о бюджете. В заключении сделан вывод о том, что понимание активного гражданства, сформулированное министерством, оказалось гораздо ближе к идее Мишеля Каллона об «экономическом человеке 2.0», чем к классическому определению гражданина как активного члена локального сообщества.

Профессиональные обзоры

Котельникова З. В.
Экономико-социологический взгляд на маркетинг взаимоотношений
С. 85–103

В данной статье представлен сравнительный анализ исследований в областях маркетинга взаимоотношений и новой экономической социологии. Обращается внимание на содержательную близость двух этих дисциплин, которые выросли из общих теоретических корней (социология Э. Дюркгейма, экономическая антропология, социология и право, теория социального обмена) и имеют общие исследовательские интересы (проблематика доверия, приверженности, взаимозависимости, общих ценностей, властной асимметрии, адаптации и взаимной удовлетворённости). Невзирая на множество точек пересечения, развитие маркетинга взаимоотношений и новой экономической социологии во многом происходит параллельно. Ситуация усугубляется тем, что маркетинг взаимоотношений сфокусирован на изучении длящихся контрактных межфирменных отношений на рынках стандартных товаров, в то время как новая экономическая социология увлечена исследованиями маргинальных рынков, а также отношений, существующих за пределами самого рыночного обмена. Делается заключение о том, что обе дисциплины выиграли бы в случае преодоления представителями маркетинга взаимоотношений и новой экономической социологии существующей разобщённости.

Новые книги

Барсукова С. Ю.
Эмпирическая энциклопедия о жизни неформала
Рецензия на книгу: Гимпельсон В. Е., Капелюшников Р. И. (отв. ред.) 2014. В тени регулирования: неформальность на российском рынке труда. М.: Изд. дом ВШЭ
С. 104–112

В работе представлена рецензия на книгу «В тени регулирования: неформальность на российском рынке труда» под редакцией В. Е. Гимпельсона и Р. И. Капелюшникова (М.: Изд. дом ВШЭ, 2014), в которой собраны различные тексты, посвященные неформальной занятости на российском рынке труда. В рецензии С. Ю. Барсукова, следуя за логикой рассуждения авторов обозреваемого сборника, предпринимает попытку найти ответ на вопрос: считать ли неформальную занятость печальным следствием несовершенства системы формальной занятости или особой сферой, компенсирующей её недостатки? Для решения обозначенной задачи автору рецензии для начала пришлось обратиться к определению основных понятий, в том числе и к установлению, кого считать неформалами, а также продемонстрировать наличие разных подходов к изучению неформальной занятости. Далее, Барсукова при помощи статистических данных показывает, что положение занятого неформально может быть как выигрышнее, так и проигрышнее позиции занятого официально. В числе наиболее очевидных недостатков неформальности можно назвать отсутствие социальных гарантий, в числе преимуществ — экономию на уплате налогов. Однако и эти характеристики не позволяют однозначно оценить неформальную занятость: так, на мировом рынке есть примеры, когда неформалы зарабатывают как больше, так и меньше формальных работников. Обращаясь к российской действительности, необходимо отметить неоднородность занятых неформально: в среднем неформальные работники проигрывают в заработке, но отдельные группы — например, самозанятые, — наоборот, получают больше денег. В свою очередь, самооценка занятых неформально не позволяет утверждать, что они недовольны своим положением: они оценивают свой статус не ниже, чем занятые официально. Из-за многообразия аспектов неформальности оказывается сложно оценить её как однозначно положительный или негативный феномен. По мнению автора рецензии, неверно начинать активную борьбу против неформальности как таковой; вместо этого необходимо скорректировать формальный сектор, дабы сделать его более привлекательным.

Кусимова Т. Б.
Цена в глазах смотрящего
Рецензия на книгу: Mears A. 2011. Pricing Beauty: The Making of a Fashion Model. Berkeley: University of California Press.
С. 113–122

Рецензируемая книга посвящена исследованию модельного бизнеса. Специфика этой отрасли заключается в том, что карьера модели выстраивается на суждении о её внешнем облике. По мнению её автора, модельный бизнес является примером того, как культурно обусловленные представления о «женственности», «маскулинности» и «красоте» формируют ценность модельной внешности и её рыночную стоимость. Опираясь на разработанный Пьером Бурдьё социокультурный подход к исследованию рынков, Миерс описывает модельный рынок как упорядоченный с помощью «иерархии вкуса» — разделения на сегменты высокой моды и масс-маркета. Участники рынка (модельные агенты и их клиенты) относят внешность моделей к одному из двух сегментов рынка, основываясь на представлении о том, как должна выглядеть модель, демонстрирующая их продукцию. Успех модели также зависит от её способности к «эмоциональному труду», то есть от умения расположить к себе клиента, установить социальные связи и накопить символический капитал, формирующийся в процессе взаимодействия со «статусными» игроками поля. Модельный рынок — это рынок статусной идентичности, символический капитал здесь напрямую связан с возможностью построения успешной карьеры. В рецензии рассматриваются и критически оцениваются основные аспекты книги: архитектура рынка, механизм конструирования ценности, а также неизбежно возникающая проблема конструирования стандартов красоты.

Интервью

Ashwin S.
The Small World of Russian Studies in Gender Relations: An Interview with Sarah Ashwin
С. 123–127

Sarah Ashwin was interviewed by Tatiana Karabchuk, Associate Professor at the National Research University Higher School of Economics in Moscow. The conversation took place during the international conference “Embeddedness and Beyond: Do Sociological Theories Meet Economic Realities?” (Moscow, 25–28 October 2012), at which Prof. Ashwin co-chaired the mini-conference “Gender and Work Transformation” (with Prof. Roberto Fernandez of MIT). Prof. Ashwin described her background and professional trajectory, and explained how her research interest in Russia, specifically in Russian workers’ movements, developed. Prof. Ashwin shared her early impressions of Russia during the 1990’s and described her time working in Kemerovo, the administrative center of Kemerovo Oblast located in the major coal mining region of the Kuznetsk Basin in Russia. It was there she collected empirical data for her PhD dissertation on mineworkers and trade unions during the economic transition under Boris Yeltsin. Additionally, Prof. Ashwin devoted several comments to her current research interests which cover feminist movements and gender relations in Russia. Finally, Prof. Ashwin referred to several scholars working on gender relations, within and outside of the Russian context, and made some helpful reading recommendations for newcomers to this field of study.

Конференции

Spirina M. O.
Global Financial Crises in Post-Socialist Countries:
Consumption, Economic Life and Consumer Cultures
С. 128–136

The research workshop “Consumption and Economic Crises: Post-Socialist Experiences” was held on October 9−10, 2014 at the National Research University Higher School of Economics in Moscow. Organized by Sandy Ross (Senior Lecturer, Leeds Beckett University) and Christopher S. Swader (Assistant Professor, Department of Sociology, HSE), the workshop explored experiences of global financial crisis in post-socialist countries with an emphasis on the everyday urban consumption culture in the first decade of the 21st century. The workshop focused on four aspects of post-socialist consumer culture: housing and credit practices; gift-giving, hospitality and reciprocity practices; consumption practices and consumption ethics; and aesthetics. One of the goals of this conference was also to explore the disjunctions and continuities between consumer cultures and experiences of “crisis” within and between post-socialist countries and other countries.
Each day of the conference began with a keynote presentation followed by two moderated panel sessions in which relevant and on-going research was presented by invited speakers. At the conclusion of each panel session, the floor was opened for discussion and debate among all workshop participants.
The keynote speakers of the workshop were Alya Guseva (Boston University, USA) and Olga Shevchenko (Williams College, USA). The invited speakers were Marta Olcoń-Kubicka (Polish Academy of Science, Warsaw), Ferenc Hammer (ELTE-BTK, Institute for Art Theory and Media Studies, Hungary), Mateusz Halawa (The New School for Social Research, Poland), Elizaveta Polukhina and Anna Strelnikova (HSE, Russia), Costanza Curro’ (University College London, UK), Natalia Khalina and Alina Pishniak (HSE, Russia), Natalia Firsova (HSE, Russia), Vadim Radaev (HSE, Russia), Zoya Kotelnikova (HSE, Russia), Eileen Yuk-ha Tsang (City University of Hong Kong) and Radostina Schivatcheva (King’s College London, UK). Sandy Ross acted as lead moderator. The conference attracted a wide audience, including students and researchers from various different countries.

 
Rambler's Top100 rss