Скрыть
Раскрыть

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. 
Эл. № 77-45977 

Издается с 2000 года

Экономическая социология входит в индекс цитирования Emerging Sources Citation Index (ESCI) из Web of Science Core Collection.


Выпускается при поддержке Национального исследовательского университета "Высшей школы экономики"
PDF Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader

2016. Т. 17. № 1

Полный текст

Вступительное слово главного редактора (В. В. Радаев)
С. 8–12

Интервью

Пикетти Т.
Интервью с Тома Пикетти: «Можно выгнать историю в дверь, но она немедленно вернётся через окно»
С. 13–21

Интервью с Тома Пикетти, профессором экономики Высшей школы социальных наук Парижа, провела Олеся Кирчик, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных и историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ) НИУ ВШЭ. Беседа состоялась в ноябре 2015 г., во время приезда французского экономиста в Москву, где он давал открытые лекции и участвовал в презентациях русского издания своей книги «Капитал в XXI веке» (М.: Ad Marginem, 2015). Организаторами лекции Тома Пикетти в Высшей школе экономики выступили Лаборатория экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ и Центр франко-российских исследований в Москве (при поддержке посольства Франции в России и Французского института).
Профессор Пикетти поделился своим критическим отношением к увлечённости современной экономической теории формальными моделями. Он рано понял ограничения экономического подхода, связанные с игнорированием истории, и это серьёзно повлияло на карьеру французского экономиста. По признанию Пикетти, успешная реализация его научных интересов к социальному неравенству была возможна лишь в кооперации с другими социальными науками.
Пикетти рассказал об основных идеях своей книги «Капитал в XXI веке», а также о некоторых её ограничениях, в частности о недостаточном внимании к экономическому росту. Французский экономист также поделился своими взглядами на экономический рост, который, по его мнению, можно понять лишь через реконструирование истории того, как государство выстраивает отношения с наукой и образованием. Пикетти отметил, что в своём труде он хотел примирить позиции К. Маркса и П. Бурдьё в отношении связей между экономическим и культурными формами неравенства.

Новые переводы

Солоу Р.
Несистематические мысли о том, как всё может пойти дальше
С. 22–29

Задумкой книги «Через 100 лет: ведущие экономисты предсказывают будущее» (под ред. И. Паласиоса-Уэрта) является демонстрация предсказательных возможностей экономической теории. На основе практического опыта, знаний универсальных законов функционирования хозяйства и профессиональной интуиции признанные экономисты представляют свои сценарии того, что ожидает мир в XXI веке. Книга состоит из десяти небольших эссе; среди авторов — Энгус Дитон (нобелевский лауреат 2015 г.), Роберт Шиллер (нобелевский лауреат 2013 г.), Элвин Рот (нобелевский лауреат 2012 г.) и Роберт Солоу (нобелевский лауреат 1987 г.) и др. В эссе известные экономисты выдвигают предположения о том, какие изменения коснутся труда, социального неравенства, расстановки сил в глобальной экономике, технологий и проч.
Журнал «Экономическая социология» публикует работу Роберта Солоу «Несистематические мысли о том, как всё может пойти дальше», в которой он предсказывает, что последующие 100 лет по сравнению с XX веком будут отличаться бόльшими трудностями. Главными источниками неопределённости будущего, по мнению Солоу, выступают динамика соотношения труда и досуга, влияние климатических изменений на экономический рост, распределение дохода между трудом и капиталом, сравнительный рост развитых и развивающихся стран и государственная политика — во всех в этих сферах будут происходить наиболее важные изменения.

Расширение границ

Монахова И. А.
Факторы удовлетворённости балансом между работой и семейной жизнью: на примере фрилансеров
С. 30–61

Данная статья посвящена изучению факторов удовлетворённости балансом между работой и семейной жизнью на примере фрилансеров. Задача поиска баланса между работой и семейной жизнью является актуальной для всех работников, но перед фрилансерами она встаёт особенно остро. В качестве теоретической рамки исследования выбран подход, называемый «обязанности и ресурсы» (demands — resources approach), суть которого заключается в классификации факторов удовлетворённости балансом на обязанности человека и имеющиеся у него ресурсы. Предположительно обязанности негативно ассоциируются с удовлетворённостью балансом, а ресурсы положительно связаны с ней.
Данное исследование реализовано в рамках последовательной двухфазовой стратегии смешанных методов. Двухфазовый дизайн исследования во многом опосредует соответствующие задачи, методы анализа и массивы данных. На качественном этапе исследования произведён анализ транскриптов 15 полуструктурированных интервью, собранных в рамках изучения баланса между работой и жизнью у фрилансеров. Количественный этап реализован путём вторичного анализа массива данных, полученного на основе третьей волны (2014 г.) Международной переписи фрилансеров, объём подвыборки действующих фрилансеров составил 10 574 чел.
В результате исследования была построена наиболее подробная классификация факторов в соответствии с их принадлежностью к обязанностям или ресурсам; определено, что концепты обязанностей и ресурсов являются эмпирически применимыми категориями, а не абстрактными теоретическими конструктами; осуществлена проверка принадлежности факторов к обязанностям или ресурсам и получена её детальная интерпретация.
Новизна проведённого исследования заключается в том, что благодаря интеграции результатов, полученных с помощью количественного и качественного методов, появляется возможность увидеть, какой субъективный смысл скрывается за цифрами и регрессионными коэффициентами. Таким образом, результаты исследования вносят вклад и в развитие смешанной методологии, демонстрируя пример одного из способов интеграции количественных и качественных данных.

Дебютные работы

Душина А. Д., Керша Ю. Д., Ларкина Т. Ю., Проворова Д. Д.
Легитимация коммерческого суррогатного материнства в России
С. 62–82

В современном мире коммодификация становится всё более распространённым явлением. Ярким примером коммодификации уникальных объектов является коммерческое суррогатное материнство, где материнство из «социального призвания женщины» превращается в услугу, конечный продукт которой — человеческая жизнь, оцениваемая в денежном эквиваленте. Согласно Игорю Копытоффу, нарушение границы между товарами и уникальными объектами ведёт к подрыву социального порядка [Копытофф 2006]. Однако существование коммерческого суррогатного материнства на практике не приводит к крушению порядка, в связи с чем возникает вопрос о том, каким образом может быть обеспечено функционирование и легитимное существование подобной услуги в обществе. Авторы статьи, основываясь на анализе 14 интервью с сотрудниками московских клиник репродукции и агентств, занимающихся юридическим сопровождением услуги суррогатного материнства, демонстрируют, что определение статуса ребёнка, отбор потенциальных родителей и суррогатных матерей, а также регулирование отношений между ними сотрудниками медицинских и юридических учреждений формируются таким образом, чтобы закрепить представление о родстве в соответствии с евро-американской теорией Дэвида Шнайдера. В её основе лежит идея о том, что кровнородственные отношения определяются в первую очередь наличием общего генетического вещества, а во вторую очередь — социальными отношениями, основанными на конкретных паттернах поведения в семье [Schneider 1980], что подразумевает приоритетность генетического родства при формировании представлений о кровнородственных связях одновременно со всё уменьшающейся значимостью гестационного родства. Так, признание сотрудниками клиник и агентств генетической связи между родителями и ребёнком доминирующей над гестационным родством позволяет легитимировать практику суррогатного материнства на коммерческой основе в целом и отдельные аспекты порядка предоставления данной услуги путём декоммодификации ребёнка, который более не представляется объектом рыночной сделки.

Профессиональные обзоры

Голева М. А., Павлюткин И. В.
Социальные сети и рождаемость
С. 83–98

Несмотря на доминирующее представление среди экономистов и демографов о рождаемости как о рационально спланированном и независимом поведении, публикации последних лет подчёркивают необходимость включения характеристик социального взаимодействия и социальных сетей в модели объяснения фертильного поведения. В обзоре представлены аргументы в пользу рассмотрения рождаемости в качестве социально укоренённого процесса. Идея укоренённости тесно связана со смещением фокуса анализа с уровня сильных связей и уровня обобщённого доверия на мезоуровень, раскрывающий воздействие слабых связей (друзья, сверстники, коллеги) и сетевых механизмов на процессы рождаемости и вхождения в родительство. Включение социальных факторов в анализ различных параметров фертильного поведения позволяет объяснить влияние сильных и слабых связей как на намерения иметь детей, так и на реализацию этих намерений. Эффекты сетевых механизмов тестируются в моделях объяснения разного количества рождений, времени вступления в брак и перехода в родительство. Выделяют несколько основных механизмов сетевого влияния, обладающих собственной логикой объяснения: социальное обучение, социальное заражение, социальное давление и социальная поддержка. Механизм обучения связан с обменом информацией и передачей опыта родительства. Социальная поддержка предполагает мобилизацию сильных и слабых социальных связей для материальной и эмоциональной помощи, актуальной при рождении детей, заботе о детях и принятии решений о новых рождениях. Механизмы социального обучения и социальной поддержки играют определяющую роль в снижении непредсказуемости и издержек, связанных с рождением детей и сопровождением детства, особенно в странах с низкой экономической устойчивостью и уровнем обобщённого доверия. Социальное заражение и социальное давление являются отражением вертикальных и горизонтальных процессов социальной диффузии, связанных с распространением тех или иных норм и установок о браке и родительстве. Речь может идти как о возрасте вступления в брак и рождении первенца, так и о контроле за рождаемостью и о количестве детей. Сетевые исследования позволяют по-новому взглянуть на роль традиционных факторов в объяснении фертильного поведения, таких как возраст, образование, религиозность, а также оценить возможности влияния мер социальной политики на рождаемость.

Новые книги

Шестаков Д. E.
О неравенстве исходов. Рецензия на книгу: Пикетти Т. 2015. Капитал в XXI веке. М.: Ad Marginem
С. 99–112

Выход книги Тома Пикетти «Капитал в XXI веке» на русском языке стал большим событием и вместе с тем поводом обсудить основные выводы этой книги и выводы её критиков. Пикетти описывает эволюцию неравенства доходов и имущества (капитала) на протяжении последних двух столетий в развитых странах и обнаруживает, что, вопреки господствовавшим ранее теориям, неравенство развивается по кривой в форме буквы U, при этом минимальное неравенство наблюдалось в три послевоенных десятилетия. Пикетти утверждает, что капитализм предрасположен к росту неравенства из-за того, что автор называет фундаментальными законами капитализма. Наиболее важный из законов — третий — гласит, что неравенство будет расти тогда, когда доходность капитала (r) выше темпов роста экономики (g). Хотя приведённые в книге Пикетти данные, очевидно, представляют собой наиболее точное описание эволюции неравенства, предложенная им теория была встречена неблагосклонно. В частности, утверждалось, что фундаментальные законы капитализма Пикетти не являются законами, а третий из них вообще неверен в том смысле, что выполнения условия r > g недостаточно для увеличения неравенства доходов. В рецензии также обсуждаются истоки научного видения Пикетти, которое многим обязано двум парадигмам в общественных науках — клиометрике (особенно её версии, известной как история серий) и аналитическому марксизму. Рассмотрение этих двух парадигм поможет нам увидеть книгу Пикетти не как изолированный феномен, но вписать её в контекст развития социальных наук второй половины XX века.

Юдин Г. Б.
Долговые книги и книга о долге. Рецензия на книгу: Гребер Д. 2014. Долг: первые 5000 лет истории. М.: Ad Marginem
С. 113–121

Книга Д. Грэбера «Долг» стала одним из наиболее заметных событий в социальной науке последних лет. Внимательно разбирая природу долга, эта работа позволяет по-новому взглянуть на целый ряд феноменов хозяйственной и политической жизни — на деньги, обмен, рынок, государство. Наиболее интересная сторона книги — анализ моральных оснований хозяйственного поведения. Благодаря изучению морального измерения современных рынков, Грэбер предлагает работающий инструмент для конкретного анализа современного хозяйства в его связи с властными отношениями, неравенством, международной политикой. Центральная задача книги объяснить, откуда берётся убеждённость в том, что «долги следует отдавать» при любых обстоятельствах. Историко-антропологический анализ позволяет Грэберу показать, как денежные долги связаны с распространением рынков и усилением государств. Книга рассчитана на широкую аудиторию, а также на специалистов в области антропологии, социологии, истории, политической философии.
В представляемой рецензии Г. Юдин продолжает свои рассуждения о книге, раскрывая её замысел и обосновывая вклад автора в научную дискуссию о моральной экономике. Также в рецензии отмечены достоинства и недостатки русского перевода.

Приложение на английском

Radaev V.
Relational Exchange and the Degree of Embeddedness: An Empirical Study of Supply Chains
С. 122–134

This paper focuses on the relational aspect of embeddedness and examines direct interfirm exchange in supply chains. We distinguish between the transactional and the relational forms of exchange and construct an original typology of their constitutive elements, which we attach to the phases of the interfirm contract cycle. An index of relational exchange is built measuring the degree of embeddedness in the supply chain relationships. Regression models are used to reveal the factors that facilitate relational exchange, including the firms’ location in the supply chain, the type of product, and the intensity of the interactions between exchange partners. Empirical data were collected by the author and the research team in 2010 from the grocery and home electronic appliances sectors, which account for approximately 50% of sales in Russian retailing. In total, 512 questionnaires were completed by the managers of retail chains and their suppliers in five of Russia’s cities, including Moscow, St. Petersburg, Yekaterinburg, Novosibirsk, and Tyumen. On average, 50 retailers and 50 suppliers were interviewed in each city area.

 
Rambler's Top100 rss