Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader |
Богомазова Л. В.
Экономический кризис в российских СМИ: конструирование и деконструирование проблем
В данной статье анализируется процесс конструирования представлений об экономическом кризисе в российских онлайн-изданиях. Важность обращения к подобной теме объясняется повышением внимания аудитории к экономическим дискуссиям в СМИ в период экономической нестабильности и соответственно увеличением влияния средств массовой информации на восприятие ситуации в стране.
В качестве теоретической рамки исследования используется конструкти- вистский подход к анализу социальных проблем — именно в терминах этого подхода рассматривается в проведённом исследовании экономический кризис. Для выявления стратегий депроблематизации экономического кризиса применяется классификация контрриторических стратегий П. Ибарры и Дж. Китсьюза.
Для достижения поставленной цели применён содержательный контент-анализ, включающий подсчёт упоминаний и тематический анализ, а также новый и развивающийся в медиаисследованиях сетевой метод. В результате исследования было выявлено, что наибольшее внимание в онлайн-изданиях уделяется антироссийским санкциям, инфляции и курсу рубля. В то же время социальные последствия кризиса, такие как бедность и безработица, представлены в медиа в значительно меньшей степени. Сетевой анализ также продемонстрировал, что в СМИ делается акцент на курсе рубля и доллара, санкциях и кредитах. Согласно теории сетевой повестки дня, эти «связки» экономических событий в публикации способны сформировать у аудитории определённые ассоциации относительно причин кризиса, его виновников и последствий. Так, рост цен может быть вызван ослаблением курса рубля, а санкции — являться одной из причин кризиса.
Что касается депроблематизации экономического кризиса, то контрриторические стратегии (декларация бессилия, перспективизация, опровергающие истории, контрриторика неискренности) были выявлены лишь в массовом онлайн-издании.