Скрыть
Раскрыть

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. 
Эл. № 77-45977 

Издается с 2000 года

Экономическая социология входит в индекс цитирования Emerging Sources Citation Index (ESCI) из Web of Science Core Collection.


Выпускается при поддержке Национального исследовательского университета "Высшей школы экономики"
PDF Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader

Веселкова Н. В., Вандышев М. Н., Прямикова Е. В., Данилова А. В.

Повседневная мобильность молодёжи в небольших уральских городах

2019. Т. 20. № 4. С. 78–113 [содержание номера]

В статье рассматриваются практики повседневной мобильности молодёжи средних моногородов Свердловской области — Ревды и Краснотурьинска. Оба города входят в орбиты агломераций, одна из которых формируется вокруг Екатеринбурга, а другая — на севере области. Сходные по размерам, эти города находятся на близком (Ревда) и дальнем (Краснотурьинск) расстоянии от областного центра. Население Ревды растёт, а Краснотурьинска, наоборот, уменьшается. Практики повседневной мобильности населения этих городов зависят от существующей транспортной сети, различных дефицитов, информационных ресурсов.
Нас интересуют два выражения повседневной транспортной мобильности: внутренняя, связывающая места в рамках городского пространства, и внешняя, объединяющая различные поселения. Практики мобильности складываются в траектории и маршруты, которые становятся элементами городских пространств и заполняют собой транспортную инфраструктуру территории, придавая ей социальную значимость и своеобразный «вес» в зависимости от того, кто и как часто эти траектории актуализирует. В фокусе исследования — опыт молодых горожан, поскольку именно они, во-первых, транслируют сложившиеся в городе оценки транспортной ситуации; во-вторых, активно передвигаются по городу как с родителями и (или) родственниками, так и с друзьями или в одиночку; в-третьих, именно молодёжь, особенно после окончания школы, создаёт поток исходящей мобильности.
Проведённые в течение 2018 г. 60 индивидуальных полуформализованных интервью с экспертами и жителями изучаемых городов, 11 групповых дискуссий среди старшеклассников и студентов колледжей (224 участника) с применением рисуночных техник составляют эмпирическую базу исследования.
Привлекательность для молодёжи таких территорий, как Ревда и Краснотурьинск, во многом основана на разнообразии мест и возможности наделять часть из них новыми смыслами. Результаты исследования показывают, что пространство своего города рассматривается молодыми людьми как освоенное и известное, а это усиливает интерес к другим, менее знакомым территориям. Расширение возможностей мобильности в формате агломераций не способствует намерениям школьников вернуться в родной город после получения профессионального образования, что создаёт проблему в обеспечении предприятий кадрами необходимой квалификации. Таким образом, развитие повседневной мобильности молодёжи не является оппозицией территориальной укоренённости и привязанности, но способствует возникновению новых вызовов для развития локального, регионального и межрегионального рынка труда.

BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss