Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader |
Павлов И. А.
Одностороннее соучастие
Рецензия на книгу: Jenkins H., Ito M., danah boyd. 2015. Participatory Culture in a Networked Era: A Conversation on Youth, Learning, Commerce, and Politics. Cambridge, UK: Polity. 220 p.
В книге трёх знаменитых исследователей культур сообществ и влияния технологий на общество слово «conversation» (беседы) выведено в назва- ние, и это не должно остаться незамеченным для читателя. Текст по- строен в форме диалогов авторов о применимости термина «participatory culture» (культура соучастия) к анализу различных сфер социальной жизни (образование, взаимоотношения поколений, политика и т. д.) и одновре- менно является приглашением присоединиться к этой беседе, поспорить со многими высказанными тезисами и предложить собственные. У каждого из авторов своя трактовка магистрального феномена культуры соучастия, но их объединяет в первую очередь глубочайшее вчувствование в свой объект исследований, от которого так предостерегал М. Вебер (все трое исследователей идентифицируют себя как бывших или настоящих носителей культуры соучастия). Такое вживание не остаётся бесследным, и, по мнению автора рецензии, представляет анализируемое исключитель- но в позитивном ключе.
Как следствие, авторы показали не только богатое (чуть ли не автоби- ографическое) исследование культуры соучастия, но и сделали ряд очень важных социальных рекомендаций о продуктивной и аккуратной работе с ней в образовательной сфере, в разрешении межпоколенческих конфлик- тов и в целом призвали не маргинализировать представителей сообществ культур соучастия. Безусловно, педалирование демократизирующей, про- светительской и прочих положительных ролей культуры соучастия важно и очень полезно.
Помимо анализа культур соучастия, в книге представлен обновлённый взгляд на классическое понимание социальных групп, сетей и форм капи- талов.
В рецензии сделана попытка систематизировать взгляды исследователей на самые крупные тематические поля, освещённые в тексте. В конце ре- цензии её автор позволяет себе присоединиться к диалогу с тремя извест- ными учёными и мысленно переносится (и предлагает это сделать чита- телю) в гостиную Г. Дженкинса, в которой происходила большая часть приведённых в книге бесед.