Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader |
2020. Т. 21. № 1 |
Вступительное слово главного редактора (В. В. Радаев)
С. 7–10 |
Новые тексты
Камалов Э. А.,
Понарин Э. Д.
Субъективное благополучие мигрантов в России: влияние региональных характеристик и миграционного законодательства
С. 11–43 |
Миграция — важная и актуальная проблема современного мира. Многие страны сталкиваются с проблемами интеграции мигрантов и их адапта- цией к новым условиям жизни. Одним из показателей степени интеграции и адаптации мигрантов является уровень их субъективного благополучия, ко- торое обычно определяется теми же факторами, что и благополучие других людей, — хорошее здоровье, высокая зарплата, наличие работы и молодость делают мигранта более счастливым. Тем не менее при принятии решения о переезде в другую страну мигранты часто руководствуются только эконо- мическими мотивами и недооценивают ценность неэкономических харак- теристик принимающих стран и регионов. В данной работе мы пытаемся определить, в какой степени экономическое благополучие регионов России (валовой региональный продукт) и социальный капитал, размещённый в них (среднее доверие и количество мигрантов-соотечественников), влияют на удовлетворённость жизнью мигрантов. Кроме того, мы проверяем, оказы- вает ли воздействие на благополучие мигранта факт вступления страны исхода в Таможенный союз (ТС) — позже ставший частью Евразийского экономического союза (ЕАЭС), — наделяющее мигрантов теми же трудо- выми правами, которыми обладают граждане РФ. Для ответа на постав- ленные вопросы используются данные Росстата и Российского монито- ринга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) НИУ ВШЭ (Russia Longitudinal Monitoring Survey — Higher School of Economics, RLMSHSE). Основным методом анализа является кросс-классифицированная многоуровневая линейная регрессия. Результаты анализа демонстрируют, что уровень экономического развития региона не оказывает независимо- го влияния на удовлетворённость жизнью мигрантов. Более важными для субъективного благополучия мигрантов оказываются социальные факто- ры: эффект среднего доверия и количества мигрантов-соотечественников в регионе положителен и статистически значим. Также обнаружено, что факт вступления страны исхода мигранта в ТС оказывает положитель- ный и статистически значимый эффект на уровень удовлетворённости жизнью. Мы связываем данный эффект с уменьшением экономических и психологических издержек миграции. |
Новые переводы
Ван Парайс Ф.,
Вандерборхт Я.
Базовый доход. Радикальный проект для свободного общества и здоровой экономики
С. 44–59 |
Идея выплачивать людям доход независимо от выполнения ими работы или её поиска может показаться безумием. Однако за предоставление безусловного базового дохода каждому индивиду — как богатому, так и бедному, как экономически активному, так и неактивному — выступали такие крупные мыслители, как Томас Пейн, Джон Стюарт Милль и Джон Кеннет Гэлбрейт. Долгое время эту идею не принимали всерьёз. Сегодня, когда традиционное государство всеобщего благосостояния скрипит от возросшего на него давления, базовый доход стал самым широко обсуждае- мым в мире проектом в сфере социальной политики. Филипп Ван Парайс и Янник Вандерборхт отстаивают мысль, что базовый доход поможет справиться с экономической незащищённостью и социальным исключением в XXI веке. Они соединяют аргументы из области философии, политики и экономики, чтобы сравнить идею базового дохода с соперничающими про- ектами защиты от бедности и безработицы; прослеживают её историю; отвечают на экономические и политические возражения против безуслов- ного дохода, в том числе на аргумент о порождаемой им тенденции к при- туплению стимулов и поощрению поведения безбилетника; объясняют, как столь невероятная идея может оказаться экономически и политически достижимой; рассматривают её применимость ко всё более глобальной экономике. В эпоху растущего неравенства и политической разобщённо- сти, когда старые ответы на глубоко укоренившиеся социальные пробле- мы не внушают доверия, базовый доход даёт надежду на то, что нам всё же удастся достичь свободного общества и здоровой экономики. |
Расширение границ
Захаров А. Б.,
Адамович К. А.
Региональные различия в доступе к образовательным ресурсам, в академических результатах и в траекториях российских учащихся
С. 60–80 |
Масштабы и механизмы регионального неравенства в российском обра- зовании малоизучены. В статье анализируются региональные различия в доступе к образовательным ресурсам и их связь, во-первых, с социально- демографическими и экономическими характеристиками регионов, во‑вто- рых, с долей учащихся, остающихся в старших классах, а также со сред- ними в субъектах РФ результатами ЕГЭ по математике и русскому языку. Проверяется действие теорий эффективно и максимально поддерживае- мого неравенства. Использованы данные регионов России за 2013–2015 гг., представленные в публикациях Росстата, федеральных и региональных образовательных ведомств. В анализе применяются оценка корреляций и линейная регрессия. Результаты показывают, что в более урбанизирован- ных регионах с более высоким уровнем человеческого капитала и валового регионального продукта (ВРП) в среднем выше объём подушевого финанси- рования, более опытные учителя и выше доступность углублённого и (или) профильного обучения. В то же время степень урбанизированности и чело- веческий капитал положительно связаны с долей учащихся, остающихся в школе после 9-го класса. Наконец, результаты ЕГЭ положительно связаны с доступом к образовательным ресурсам. По обоим предметам средний балл экзамена выше в регионах с более высокой долей учащихся в школах соответствующего профиля, лицеях и гимназиях. По русскому языку ре- зультат ЕГЭ также связан с размером отсева учащихся после 9-го класса. В целом региональные различия в доступе к институциональным образо- вательным ресурсам накладываются на большое социально-экономическое неравенство, что создаёт ситуацию двойного выигрыша или проигрыша в доступе к ресурсам. Больший доступ к престижным образовательным ре- сурсам в регионах с большим человеческим капиталом подтверждает тео- рию эффективно поддерживаемого неравенства. Одновременно больший отсев учащихся после 9-го класса в регионах с меньшим человеческим ка- питалом подтверждает действие теории максимально поддерживаемого неравенства. Статья будет интересна всем, кто занимается проблемой образовательного неравенства и образовательной политикой. |
Профессиональные обзоры
Картузова М. В.
Трудовые практики старших возрастных групп: причины выбора
С. 81–99 |
Организация Объединённых Наций видит главный демографический вызов XXI века в увеличении продолжительности жизни при сокращении рож- даемости в развитых и развивающихся странах. Причина этого кроет- ся в том, что старшие возрастные группы дольше сохраняют умерен- ный уровень здоровья и продолжают трудовую деятельность, оставаясь активными. В то же время стремительное развитие информационных технологий способствует распространению экономики совместного по- требления. Такая ситуация выступает катализатором изменений рынка труда, который уже и без того трансформируется под действием гло- бальной цифровизации экономики на фоне сменяющих друг друга кризисов, что всё больше снижает уровень жизни отдельных домохозяйств. Рынок труда перенасыщен людьми старшего трудоспособного возраста, кото- рые не спешат покидать свои рабочие места. В то время как поколение их родителей в таком возрасте уже выходило на пенсию. Пребывание на рын- ке людей старшего возраста порождает конкуренцию за рабочие места с более молодыми кандидатами, с одной стороны, а с другой — закладывает основы молодёжной безработицы. Острота этой конкуренции тем выше, чем более неравноценен опыт участников рынка и ниже терпимость к стареющему населению. Одним из её показателей может служить про- явление эйджизма. В связи с этим всё больше стран задумываются о по- литических программах, способных смягчить последствия демографиче- ского кризиса. Проблема сокращения доли трудоспособного населения на фоне пересмотра пенсионной политики актуальна и для России, которой только предстоит переосмыслить формирующиеся мировые практики и сформулировать подходящую для себя концепцию. От того, как быстро пойдёт этот процесс, во многом и будет зависеть уровень жизни старею- щего населения. |
Новые книги
Павлов И. А.
Одностороннее соучастие
Рецензия на книгу: Jenkins H., Ito M., danah boyd. 2015. Participatory Culture in a Networked Era: A Conversation on Youth, Learning, Commerce, and Politics. Cambridge, UK: Polity. 220 p. С. 100–112 |
В книге трёх знаменитых исследователей культур сообществ и влияния технологий на общество слово «conversation» (беседы) выведено в назва- ние, и это не должно остаться незамеченным для читателя. Текст по- строен в форме диалогов авторов о применимости термина «participatory culture» (культура соучастия) к анализу различных сфер социальной жизни (образование, взаимоотношения поколений, политика и т. д.) и одновре- менно является приглашением присоединиться к этой беседе, поспорить со многими высказанными тезисами и предложить собственные. У каждого из авторов своя трактовка магистрального феномена культуры соучастия, но их объединяет в первую очередь глубочайшее вчувствование в свой объект исследований, от которого так предостерегал М. Вебер (все трое исследователей идентифицируют себя как бывших или настоящих носителей культуры соучастия). Такое вживание не остаётся бесследным, и, по мнению автора рецензии, представляет анализируемое исключитель- но в позитивном ключе. |
Денисова М. С.
Между даром и прибылью: апроприирующие практики как новый подход к анализу цифровых экономики
Рецензия на книгу: Elder-Vass D. 2016. Profit and Gift in the Digital Economy. New York: Cambridge University Press. 331 p. С. 113–122 |
Автор рецензируемой книги ставит перед собой нетривиальную задачу разработать такой подход к анализу экономического, который сможет учитывать всё разнообразие хозяйственных практик и одновременно ука- зывать на получателей материальных выгод. Подвергая критике идеи марксистов и неоклассических экономистов, автор приходит к выводу об их неспособности рассматривать экономики за пределами капитализма и рыночных отношений, что автоматически исключает из любого анализа даровые и гибридные экономические формы. На примере пяти кейсов из цифровой экономики (Apple, Wikipedia, Google, YouTube, Facebook*) демонстрируется аналитический потенциал нового подхода — политической экономии практик, который принимает во внимание вариативность эко- номических практик. Выделяя разные комбинации взаимодействий апро- приирущих практик, автор книги демонстрирует успешность деятельно- сти предприятий цифровой экономики, которую невозможно объяснить совершенной рыночной конкуренцией или эксплуатацией дешёвого наёмного труда. |
Конференции
Международный исследовательский семинар «Разнообразие режимов власти и влияния в хозяйственных отношениях», НИУ ВШЭ, Москва, 3–4 июля 2020 г.
С. 123–126 |
Приложение на английском
Meyer J.
Interview with John W. Meyer: If You Study Organizations You Should Not Believe in Them (interviewed by Elena Gudova)
С. 127–139 |
An interview with John W. Meyer, emeritus Professor of Sociology, and by courtesy Education, at Stanford University, was conducted in October 2019 during his visit to the 10th International Russian Higher Education Conference (RHEC) in Moscow on “Contributions of Higher Education to Society and Economy: Global, National and Local Perspectives.” The interview was performed by Elena Gudova, PhD and a lecturer in the Department of Economic Sociology at the Higher School of Economics. |
International workshop “The Varieties of Power in the Economy”, NRU HSE, Moscow, July 3–4, 2020
С. 140–142 |