Скрыть
Раскрыть

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. 
Эл. № 77-45977 

Издается с 2000 года

Экономическая социология входит в индекс цитирования Emerging Sources Citation Index (ESCI) из Web of Science Core Collection.


Выпускается при поддержке Национального исследовательского университета "Высшей школы экономики"
PDF Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader

Верников А. В., Курышева А. А.

Показное потребление в долг: на примере легковых автомобилей

2021. Т. 22. № 5. С. 11–39 [содержание номера]

Нас интересует то, как рост доступности банковских кредитов стимулирует опережающее потребление, о котором писал Ж. Бодрийяр, в том числе покупку позиционных, «статусных» товаров. Цель исследования — проанализировать практики потребительского и заёмного поведения, укоренению которых способствует потребительское кредитование, на примере покупки легковых автомобилей в кредит в Ростовской области. Использованы материалы и статистические данные за 2002–2020 гг. из широкого набора источников (Банк России, Росстат, Национальное бюро кредитных историй, ГИБДД и др.). Мы конструируем и рассчитываем метрики, характеризующие долговое поведение домашних хозяйств в сфере автокредитования. Эмпирические результаты показывают, что произошло опривычивание опережающего потребления, в том числе покупки автомобилей в долг в показных «статусных» целях. Кредитные деньги покрывают разрыв между стоимостью доступного автомобиля и желаемого под влиянием социально обусловленных мотивов. Расходы домохозяйств на эти цели растут в абсолютном и относительном выражениях. Мы видим свой вклад в теоретическую литературу в том, что интегрируем элементы нескольких теорий, а именно концепцию опережающего потребления, взятую из социологии, и показного потребления из институциональной теории с концепциями социальной роли банков как кредиторов, социально-экономических последствий финансиализации и др. Кроме того, мы распространяем концепцию показного потребления на практически любые товары в зависимости от мотива, который движет людьми при их покупке, и не ограничиваемся темой покупки товаров класса «люкс» обеспеченными слоями общества, как делают некоторые авторы. Вклад в эмпирическую литературу видится в операционализации упомянутых теоретических конструктов для их измерения на примере фактического материала, относящегося к покупке автомобилей в кредит. Мы делаем вывод, что концепции опережающего и показного потребления сохраняют актуальность и помогают объяснить ряд эмпирических проявлений финансиализации на уровне домашних хозяйств.

BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss