Скрыть
Раскрыть

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. 
Эл. № 77-45977 

Издается с 2000 года

Экономическая социология входит в индекс цитирования Emerging Sources Citation Index (ESCI) из Web of Science Core Collection.


Выпускается при поддержке Национального исследовательского университета "Высшей школы экономики"
PDF Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader

2023. Т. 24. № 2

Полный текст

Вступительное слово главного редактора (В. В. Радаев)
С. 7–10

Новые тексты

Поплавская А. А.
Ценность труда для студентов российских вузов: логики обоснования выбора в пользу личной выгоды или общественной пользы работы
С. 11–48

Данная статья нацелена на теоретическое осмысление понятия «ценность» в экономике и конструирование нового взгляда на традиционную дихотомию трудовых ценностей, а также на эмпирическое доказательство валидности данного построения. В исследовательской литературе принято разделять внутренние трудовые ценности, в основном описываемые как интерес к содержанию рабочих задач и автономия их выполнения, и внешние, ассоциирующиеся со стремлением к высокой заработной плате и достижением внешних по отношению к самой работе атрибутов. Однако широкий теоретический анализ категории понятия «ценность» в трудовой сфере, проведённый на основе анализа монографий экономистов Д. Тросби, М. Маццукато, антрополога Д. Гребера и работ эконом-социологов, призывает сконцентрировать внимание на дихотомии возможностей получения высокого заработка и привнесения общественной пользы, а также на острой проблеме наличия обратной связи между данными характеристиками работы в условиях современной капиталистической экономики.
В качестве эмпирического материала настоящего исследования служат 38 интервью со студентами и выпускниками вузов России в возрасте 18–24 лет, собранные в декабре 2021 г. Вначале приводится анализ ценностного конфликта, который возникает в рамках выбора между индивидуально выгодными и общественно полезными сферами занятости. Постулированное информантами стремление следовать сугубо личным интересам в сфере оплачиваемой занятости сочетается с рыночной логикой выбора будущей профессии, анализом спроса и предложения в конкретных сферах занятости, чёткими представлениями о желательном уровне дохода, а также стратегиями экспансивного развития, берущими основу в советах экспертов и включающими множественную занятость, частую смену работодателей, желание посвящать время индивидуальной «операционной деятельности» как развивающей жёсткие навыки. Ориентация на общественную пользу подразумевает установку на долгосрочное и постепенное саморазвитие в рамках одной профессиональной сферы, её сознательный выбор как «призвания», нестяжательное отношение к получаемым за труд деньгам, активное желание достижения высокого уровня знаний и умений, а также планы по обретению общественно признанного статуса в будущем. Отдельно было выявлено, что ориентация на общественное служение обосновывается домашней логикой, укоренена в системе родительских или собственных семейных отношений и имеет гендерную специфику, что нашло своё отражение в авторской концепции якорей общественно ориентированного подхода к работе.

Новые переводы

де Блей Х.
Власть места
С. 49–68

Многочисленные книги и статьи, опубликованные в последние годы, утверждают, что в современном мире всё настолько подвижно и настолько взаимосвязано, что он сделался «плоским» (flat) — эта ставшая известной формулировка часто повторяется разными авторами. Ограничений, существовавших с древности, больше нет, люди из разных стран и с разных континентов могут спокойно общаться, миром правит свободная торговля, миграция повсеместна, и для потока идей (а также денег и рабочих мест) нет никаких препятствий, так что география, по мнению многих, ушла в историю. Представление о том, что место продолжает играть ключевую роль во всё ещё пёстрой мозаике человечества, рассматривается как устаревшее.
В книге Харма де Блея природные и культурные ландшафты рассматриваются для того, чтобы оценить положительную и отрицательную роль места во всемирном движении к интеграции, мобильности и взаимосвязанности. Несмотря на все перемены, которые уже произошли, на то, что многие стали свободнее, чем раньше, место рождения до сих пор оказывает сильное влияние на судьбы миллиардов. При всей декларируемой мобильности людей подавляющее большинство умрут относительно близко от того места, где родились. Несмотря на «уплощение», которое ощущают и смакуют некоторые, мир по-прежнему угрожающе неровен. В том, что касается личной безопасности и здоровья, обязательности религии и характера политического режима, мир по-прежнему представляет собой мозаику мест, ставящих своих жителей в самые разные обстоятельства и выдвигающих им самые разные требования. Что создаёт эту власть места и как её можно смягчить — темы для дальнейших размышлений.
Журнал «Экономическая социология» публикует первую главу книги де Блея — «Глобалы, локалы и мобалы» («Globals, Locals, and Mobals»). В ней автор ставит проблему своего исследования, рассматривает противопоставление «локалов» и «глобалов», объясняет мотивацию «мобалов», а также приводит аргументацию, почему география и «место» по-прежнему являются важными концептами для понимания современного мироустройства.

Расширение границ

Урбан О. А.
Неправовые трудовые практики на угольных предприятиях Кузбасса: социологический анализ в историческом контексте
С. 69–108

Кузбасс — самый крупный угледобывающий регион России. Обеспечение безопасности и охрана труда является приоритетным направлением в деятельности угольных предприятий и региональной власти, реализация которого значительно зависит от субъективного фактора. Авария на шахте «Листвяжная» в ноябре 2021 г. обнажила проблемы безопасности, связанные с нарушением нормативно установленных требований в повседневной трудовой деятельности. Цель статьи — оценка масштаба и причин устойчивости трудовых практик, нарушающих нормативно установленные права и обязанности сторон трудовых отношений по обеспечению безопасного ведения работ, сохранению здоровья и жизни в процессе добычи (переработки) угля. Концептуальной основой социологического осмысления в широком историческом контексте трудовых отношений как совокупности трудовых практик на угольных предприятиях региона стала концепция неправовых трудовых практик Т. Заславской и М. Шабановой.
На основе эмпирического материала в научной литературе, в СМИ, данных социологических опросов, государственной и ведомственной статистики проведён анализ неправовых трудовых практик на угольных предприятиях Кузбасса с начала реструктуризации угольной отрасли по настоящее время. Обосновано, что массовые правонарушения, игнорирование социокультурных норм, определяющих приоритеты ценностей жизни и здоровья человека, институализировались как совокупность неправовых трудовых практик с начала 1990-х гг. и имеют устойчивый характер в текущем периоде. Нормативной модели трудовых отношений противоречит повседневная управленческая и трудовая практика. Установлено, что институализация неправовых трудовых практик имеет глубокие мотивационные причины в управленческой деятельности и трудовом поведении работников. Ключевые факторы сфокусированы в мотивации собственников и менеджмента на рост объёмов добычи угля и прибыли. Неправовые трудовые практики, ухудшая качество человеческого потенциала, создают институциональные препятствия для текущих и перспективных задач инновационного развития угольной отрасли и целей стратегии региона «Кузбасс-2035». Сформулированы основные направления преодоления действия неправовых трудовых практик.

Профессиональные обзоры

Коновалов И. А.
Теория процесса труда: от тейлоризма к алгоритмическому менеджменту
С. 109–167

В настоящей статье представлен обзор концептуального развития теории процесса труда (labour process theory) от классического текста Г. Бравермана до современных исследований, посвящённых платформенному труду. Рассматривается концептуальный каркас теории: понятие «труд» и его индетерминированность, антагонизм капитала и труда как основополагающее структурное противоречие, понимание технологии как выражение этого противоречия. Также анализируются четыре основных ответвления теории процесса труда (парадигма контроля и сопротивления, теория согласия и гегемонии, постмодернистские концепции, палеомарксизм), что позволяет картографировать развитие теории и концептов внутри неё.
Помимо общего обзора, мы предлагаем собственное прочтение концепции теории процесса труда, которое проясняет, почему она не только стала вновь релевантной при анализе платформенного труда, но и является потенциально наиболее адекватной рамкой для его анализа. Показано, что контроль за трудом в теории процесса труда может пониматься двойственно — как контроль либо за конкретными техническими рабочими операциями, либо за знаниями внутри производственного процесса, что даёт доступ к тотальности производства. При помощи обзора исследований платформенного труда, выполненных с использованием теории процесса труда, акцентирующих значимость информационной асимметрии как способа управления, демонстрируется, что преемственность между классическими текстами теории процесса труда и исследованиями платформенной экономики может быть основана именно на второй интерпретации. В свою очередь, теория процесса труда, отталкиваясь от неё, может стать фундаментом для обобщённой концепции, которая объединяла бы различные виды платформенного труда и позволила бы описывать элементы платформенного труда вне рамок платформенной занятости.

Новые книги

Леденев В. В.
Социальный капитал организованной преступности
Рецензия на книгу: Галеотти М. 2019. Воры. История организованной преступности в России. М.: Individuum, 448 с.
С. 168–180

Данная рецензия посвящена анализу русского перевода книги Марка Галеотти «Воры. История организованной преступности в России». В книге повествуется об исторической и современной организованной преступности в России. Галеотти не выбирает эксплицитно теоретическую традицию для своего нарратива, однако язык описания имплицитно способствует изображению преступности в экономических терминах. Цель рецензии состоит в систематизации и теоретическом осмыслении изображения Галеотти российской преступности в контексте её экономико-социологического понимания.
Рецензия состоит из четырёх частей. В первой части даётся общая характеристика работы. Во второй части преступность рассматривается в качестве конкурента государства в борьбе за возможность применять насилие. В описании Галеотти преступность проиграла эту борьбу, однако существовать не перестала. В третьей и четвертой частях рецензии мы обсуждаем ряд предположений о причинах этой долговечности.
Предположение, выдвинутое в третьей части рецензии, состоит в том, что живучесть преступности обусловлена широтой доступных ресурсов, которые включают не только насилие, но и социальный капитал, порождённый заполнением структурных пустот. Существенно утратив возможность конвертировать насилие в доход, организованная преступность стала выполнять роль посредника между спросом и предложением на незаконные товары и услуги. В четвёртой части выдвигается предположение о том, что живучесть преступности обусловлена децентрализацией. Замкнутость сетей на лидере может быть фактором эффективной концентрации ресурсов. Однако в контексте конкуренции силовых предприятий централизованность становится проблемой, поскольку мешает диверсифицировать ресурсы группировки, в том числе её социальный капитал, а также мешает действовать тайно.

Приложение на английском

Pishnyak A. I., Khalina N. V., Nazarbaeva E. A.
The Paths from Middle Class: Evaluation of the Poverty Risks for the Russian Middle Class
С. 181–202

The middle class is usually perceived as a main supporter of innovations, source of political stability, and core consumer of goods and services. As a result, its members are traditionally supposed to have high human potential and make a significant contribution to economic growth both in certain country and all over the world, which permanently generates great interest in the issues concerning middle class. However, the main research questions have changed significantly over the last years. The experts both in Russia and abroad highlight the factors that negatively influence the position of the middle class. These are changes in labor market, price growth that outruns the growth of income, increase of tax burden and problems with access to public goods.
During COVID-19 pandemic the income has fallen, the risks of unemployment have increased, and the costs of healthcare also have grown. The scholars in different countries underline similar tendencies: middle-class members, who already had to live in an ambiguous world, faced the risks of falling into poverty during the corona crisis.
Using data from the Russian Longitudinal Monitor Survey, we evaluate the tracks of middle-class families during 2014-2020 and demonstrate that the problem of poverty affects a part of this social stratum every year. But the share of middleclass members with the income below the poverty line is relatively low and remains largely unaffected by the current corona crisis.

 
Rambler's Top100 rss