Скрыть
Раскрыть

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. 
Эл. № 77-45977 

Издается с 2000 года

Экономическая социология входит в индекс цитирования Emerging Sources Citation Index (ESCI) из Web of Science Core Collection.


Выпускается при поддержке Национального исследовательского университета "Высшей школы экономики"
PDF Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader

2023. Т. 24. № 4

Полный текст

Вступительное слово главного редактора (В. В. Радаев)
С. 7–11

Новые тексты

Рогозин Д. М.
Перспективы развития теории социального капитала
С. 12–37

Целью настоящей статьи является напоминание о важности и актуальности концептуализации социальных связей. Следующим шагом будет переход к операциональным определениям, разработке опросного инструмента, но для этого следует критически отнестись к накопленному багажу теоретического знания, попытаться построить концептуальный каркас, настроить исследовательскую оптику. Напоминание осуществляется через решение пяти задач, каждой из которых посвящены соответствующие разделы статьи. Во-первых, необходимо представить краткий обзор работ четырёх авторов — классиков данного направления Пьера Бурдьё, Роберта Патнема, Джеймса Коулмана и Марка Грановеттера. Выбор определяется личными предпочтениями автора и отнюдь не претендует на полноту изложения. Во-вторых, нужно подчеркнуть экономическую доминанту социального капитала, главенствующую в социологических работах. Несмотря на многочисленные оговорки и предупреждения о символическом и культурном характере многих связей, базовой, основополагающей метафорой остаётся капитализация и ресурсная составляющая социальных связей. В-третьих, следует показать развитие концепта социального капитала в России. Несмотря на то что среди классиков отсутствуют российские авторы, нельзя говорить лишь о копировании теоретических подходов. Рецепция концепта в России весьма интересна и эвристична. В-четвёртых, через критику экономических интерпретаций социальных связей можно предложить социальную доминанту концептуального определения, не сводящуюся к обмену ресурсами и символическому диктату реципрокных отношений. Наконец, в-пятых, надлежит предложить альтернативную схему концептуализации, в которой представление об общественном благе доминирует над индивидуальными схемами оптимизации личного социального положения и выступает основным мотивом для развития и наращивания социального капитала.

Фейгина А. Я., Агузарова Е. И., Коровина А. И., Русакова М. М.
Потребительская социализация детей и подростков в контексте цифрового общества
С. 38–61

В статье представлены результаты исследования формирования потре- бительского поведения детей и подростков в контексте цифрового обще- ства. Проблема исследования заключается в недостатке информации об особенностях формирования потребительского поведения в контексте цифрового общества. Цель исследования — выявить характер и степень влияния агентов потребительской социализации на формирование потре- бительского поведения детей и подростков в цифровом пространстве. Выделены также специфические для цифрового общества агенты социа- лизации — блогеры. В качестве теоретических оснований исследования были взяты теория социального научения и ролевая теория социализации. Подробно рассмотрено центральное для исследования понятие «потреби- тельская социализация».
Сбор данных был реализован с применением метода полуструктурирован- ного интервью. В выборочную совокупность исследования вошли 80 детей и подростков в возрасте 12–16 лет из 27 регионов Российской Федерации. Интервью проводились в Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске, Сама- ре, Казани, Перми, Сочи, Сургуте, Ростове-на-Дону и других городах. Дан- ные обрабатывались с применением одной из техник тематического ана- лиза — Template Analysis, или анализ по шаблону. Такая техника позволяет структурировать большие массивы данных по группам, составленным по иерархии.
Исследование позволило выявить, что родители, братья и сёстры прини- мают активное участие в выборе и онлайн-покупке ребёнком различных гаджетов. Родители нередко ограничивают траты в цифровой среде (это касается в первую очередь игр и совершения донатов блогерам). Получате- лями донатов чаще всего оказываются не блогеры, а друзья или сверстни- ки, пробующие себя в блогерской деятельности. Блогеры на сегодняшний день пользуются авторитетом у детей и подростков: чем выше автори- тет, тем выше доверие рекламе в блогах. Данные, полученные в результа- те исследования, планируется использовать в дальнейшем при проведении исследований потребительской социализации и разработке специализиро- ванных шкал для опросов.

Новые переводы

Филиппон Т.
Великий поворот: как Америка отказалась от свободных рынков
С. 62–73

В книге предлагается новый взгляд на развитие конкуренции в США в пер- вые десятилетия XXI века. Основываясь на современных научных исследо- ваниях и проводя международные сопоставления, автор показывает, что конкуренция на внутреннем американском рынке снижается. Её недоста- ток объясняется политическим выбором, на который оказывают влияние лоббирование и финансирование политических кампаний крупными корпо- рациями, в результате чего возникают барьеры для входа на рынки и раз- рабатываются такие меры регулирования, которые защищают крупных участников рынков, ослабляют антимонопольную политику и препятству- ют росту малых и средних фирм. Недостаток конкуренции также приво- дит к падению уровня заработной платы, инвестиций и темпов экономического роста, к увеличению неравенства.
Журнал «Экономическая социология» публикует первую главу «Почему эко- номисты любят конкуренцию… и почему вы тоже должны её полюбить» («Why Economists Adore Competition… and Why We Also Have to Love It»), в которой автор рассматривает существующие в экономической теории аргументы в пользу свободной конкуренции, а также возможные положи- тельные и отрицательные следствия её усиления.
Книга предназначена для студентов, преподавателей, экономистов-практиков и для всех, кто интересуется проблемами экономики отраслевых рынков и антимонопольного регулирования.

Взгляд из регионов

Тимошкин Д. О., Волошин А. А.
Как неформальные посредники в строительной индустрии влияютна включение трансграничных мигрантов в теневой рынок труда (на примере Иркутска и Красноярска)
С. 74–91

В статье рассматриваются неформальные посредники, поставляющие рабочих-мигрантов из Северной Кореи и стран Центральной Азии на сибирские стройки. Нас интересовали роль, которую посредники играют в процессе формирования поступающих в Россию миграционных потоков, её влияние на интеграцию трансграничных мигрантов в неформальную экономику сибирского города. Цель исследования заключалась в том, чтобы ответить на вопрос о причинах востребованности неформальных посредников в мигрантоориентированных отраслях экономики, несмотря на тщательный государственный контроль труда приезжих в России. Опираясь на 13 полуформализованных интервью с неформальными посредниками и сотрудничающими с ними представителями строительной индустрии, мы определили функции посредников и их место в неформальной экономике сибирского города. Посредники занимаются тем, что обменивают накопленный за годы пребывания в России социальный капитал, особенно контакты с местными чиновниками и силовиками, на часть дохода иностранных рабочих, упрощая взаимодействие между ними, российским государством и бизнесом. Установлено, что неформальные посредники содействуют воспроизводству трансграничных потоков, состоящих из ориентированных на занятость в теневом сегменте рынка труда мигрантов. Посредники упрощают для них структурную интеграцию, помогая включению мигрантов в теневые сегменты рынка труда. Обходя установленные формализованные алгоритмы, посредники опираются на покровительство местных «городских политических режимов», что позволяет снижать для мигрантов издержки, связанные с пребыванием в стране, к выгоде всех участников процесса. Гипотетически востребованность неформальных посредников объясняется двумя факторами. Первый из них — незнание русского языка и реалий жизни в больших городах мигрантами из сельской местности центральноазиатских стран. Будучи заинтересованы в том, чтобы отправиться на заработки в РФ, они не имеют достаточно информации и ресурсов, которые им предоставляет посредник в обмен на часть их будущего дохода. Второй фактор заключается в том, что вовлечение мигрантов в теневую экономику чрезвычайно выгодно локальным «городским режимам» — силовикам, муниципальным чиновникам и представителям строительного бизнеса, которые получают с этого процесса ренту в той или иной форме. Таким образом, неформальные посредники одновременно удовлетворяют потребности «городского режима» в ренте и трудовых мигрантов — в возможности заработать, способствуя формированию миграционных потоков, состоящих из ориентированных на теневую занятость мигрантов. Посредники содействуют структурной интеграции мигрантов, в то же время препятствуя другим формам интеграции и делая их попросту ненужными.

Расширение границ

Литвинцев Д. Б.
Жалоб много, но прибыль есть: злоупотребление сигнальнымиинститутами в российском ЖКХ
С. 98–111

На страницах журнала в 2022 г. была начата заочная дискуссия о пробле- мах функционирования института жалоб в сфере жилищно-коммунально- го хозяйства в России между автором настоящей статьи и представи- телем Новосибирской экономико-социологической школы О. Э. Бессоновой. В ответ на статью «Жалобы — не подарок: дисфункциональность инсти- тута жалоб в сфере жилищно-коммунального хозяйства в России» (см.: т. 23, № 4, с. 110–121), критикующую эффективность института жа- лоб с междисциплинарной позиции, была опубликована статья О. Э. Бес- соновой «Институциональная природа жалоб в рыночной и раздаточной средах» (см.: т. 23, № 5, с. 133–144). Настоящая статья призвана про- должить начатую дискуссию и расширить её до обсуждения проблем функционирования обоих сигнальных институтов (жалоб и прибыли) при- менительно к рынку управления многоквартирными домами. Автором не только даётся развёрнутый комментарий касательно особенностей при- меняемой им методологии исследования проблем в жилищной сфере, но и предлагается анализ ряда показателей из открытых источников, свиде- тельствующих о наличии ложных жалоб и, соответственно, институци- ональных злоупотреблений со стороны собственников многоквартирных домов. Относительно института прибыли показано, что в управляющих компаниях распространены социально-экономические практики фиксации прибыли (жёсткое бюджетирование, фиктивное трудоустройство и аф- филированные подрядчики), приводящие к дисфункции данного института. Основной вывод статьи: сама институциональная среда и нормативно- правовые институты способствуют дисфункциональности сигнальных институтов в силу подталкивания и фактически поощрения злоупотре- блений со стороны всех рыночных игроков в условиях отсутствия реальной конкуренции, которая, согласно подходу Дж. Барлоу и К. Мёллера, является обязательным условием функционирования жалоб как обратной связи с по- требителем.

Профессиональные обзоры

Павлов А. В.
Сексуальный капитал
С. 112–133

Академические исследования сексуальности представлены такими научными дисциплинами, как сексология, исследования секса (sex research), критические исследования сексуальности (critical sexuality studies), репрезентация сексуальности в медиа, гендерными исследованиями, исследованиями сексуальной идентичности и многими другими. В свою очередь, изучая сексуальность, социологи обычно либо занимаются антропологиче- скими или узкосоциологическими исследованиями социальных сообществ и пространств, либо осуществляют макроанализ, как то сделал, например, Энтони Гидденс в «Трансформации интимности» (1992). В XXI веке, отталкиваясь от социологической теории Пьера Бурдьё, некоторые социологи стали развивать концепцию «сексуального капитала», в которой секс и сексуальность рассматриваются как сфера коллективной социальной жизни. Автор статьи выделяет и описывает три концепции сексуального капитала: «эротический капитал» (Кэтрин Хаким); теория сексуальных полей (Адам Исайя Грин и др.), в которой сексуальный капитал функцио- нирует наряду с другими элементами (эротический габитус, практика и проч.); «неолиберальный сексуальный капитал» (Ева Иллуз и Дана Каплан). Акцент сделан на последнюю теорию, так как она была предложена недавно. В условиях неолиберализма, когда представителям прекариата нужно постоянно искать заработок на высококонкурентном рынке труда, важно чувствовать себя уверенно. Этому способствует «неолиберальный сексуальный капитал», потому что: во-первых, секс повышает самооценку; во-вторых, сексуальность подразумевает доминирование; в-третьих, секс может стать способом проявления социальной компетентности; в-четвёртых, секс приводит к большему удовлетворению работой. Полагая, что дискуссии о сексуальном капитале только набирают обороты, автор обзора представляет эти концепции в качестве конкурирующих на «академическом поле» социологии.

Новые книги

Ивлева И. В.
Концепция трогательных животных или рынок?
Рецензия на книгу: Крылова К. 2023. Рынок удобных животных. М.: НЛО. 408 с.
С. 134–144

Долгое время животные в общественных науках оставались невидимы, хотя они выполняют значимые социальные функции. Однако в последние десятилетия произошёл так называемый поворот к животным, воплотившийся в развитии антрозоологии, и в нашей стране стали появляться работы по данной тематике. Рецензируемую книгу можно связать с данным трендом. Её название несёт явную экономическую направленность. К. Крылова действительно пытается анализировать, как функционирует рынок удобных животных, описывает его практики работы и паттерны потребления, связанные с наличием таких животных в семье. Автор относит к удобным животным домашних питомцев микроформата, которые удобны потому, что не обременяют своих опекунов, отнимают у них мало времени и не требуют особой заботы. Рынок удобных животных устойчиво растёт, на микроживотных существует большой спрос. Но всё же экономического анализа читатель в книге не найдёт. В данной книге животные рассматриваются также как прекарные работники, обеспечивающие особый эмоциональный контекст для своих опекунов. По сути, одна из ключевых функций питомцев антистрессовая. В неолиберальных культурах, к которым автор относит современный российский социум, акцент делается на роли стресса, порождаемого характером отношений и занятости в обществах и экономиках такого типа. В обществе существует прослойка специалистов, имеющих ненормированный график работы, откладывающих вступление в брак и рождение детей, испытывающих психологические проблемы (бессонница, депрессия, нервное истощение), вместо семьи они заводят домашних питомцев. Автор по максимуму эксплуатирует мысль о животных как о «живых антидепрессантах». Наряду с питомцами микроформата анализируется роль фантастических монстров из книг, фильмов, видеоигр, а также неототемов. Анализ автора кажется правдоподобным при учёте его некоторых ограничений: речь идёт в основном о молодых представителях творческих профессий; внимание акцентируется именно на микроживотных и фантастических монстрах. Однако не во всём можно согласиться с автором, потому что, к примеру, и собаки крупных размеров могут выполнять ту же самую антистрессовую функцию.

Лебедева Д. Р.
Искать сходства, а не различия: пять архетипов экосоциальных отношений
Рецензия на книгу: Kennedy E. H. 2022. Eco-Types: Five Ways of Caringabout the Environment. Princeton, NJ: Princeton University Press. 280 p.
С. 145–161

В настоящее время в США наблюдаются политические разногласия по самым разным поводам, в том числе по поводу заботы об окружающей среде. Вопросы охраны окружающей среды и смягчения последствий изменения климата оказались в центре политической поляризации. Книга «Eco-Types: Five Ways of Caring about the Environment» («Экотипы. Пять способов заботы об окружающей среде») является попыткой доцента факультета социологии Университета Британской Колумбии (University of British Columbia, UBC) Эмили Хаддарт Кеннеди исправить недопонимание в отношениях людей с окружающей средой. Постановка исследовательского вопроса не через причины экологической вовлечённости некоторых людей, а через место окружающей среды в их жизни помогло ей показать, что существует более одного способа заботы об окружающей среде, и обрисовать спектр экосоциальных отношений. Исследование проведено в парадигме смешанных методов: первый его этап был выполнен в качественной методологии методом интервью, затем полученные инсайты стали основой для репрезентативного опроса населения США. Эмпирические данные позволили Э. Х. Кеннеди описать культурный идеал инвайронменталиста и пять архетипов отношений человека с окружающей средой: (1) Экововлечённые (The Eco-Engaged); (2) Скромные (The Self-Effacing); (3) Оптимисты (The Optimists); (4) Фаталисты (The Fatalists);(5) Равнодушные (The Indifferent). Автор книги приходит к выводу, что проблематика защиты окружающей среды усугубляет политическую поляризацию американского общества и препятствует коллективному прогрессу в решении экологических проблем. Э. Х. Кеннеди заключает: если мы стремимся защитить планету и смягчить экологический кризис, то следует признать, что мы не должны все одинаково заботиться об окружающей среде, но нас всех объединяет неравнодушие к ней.

 
Rambler's Top100 rss