Скрыть
Раскрыть

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. 
Эл. № 77-45977 

Издается с 2000 года

Экономическая социология входит в индекс цитирования Emerging Sources Citation Index (ESCI) из Web of Science Core Collection.


Выпускается при поддержке Национального исследовательского университета "Высшей школы экономики"
PDF Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader

Максименко А. А., Дейнека О. С., Юринова Д. В., Чарушина Е. И., Бояркин К. Е.

Связь компульсивных покупок с тревожностью и депрессией у россиян

2024. Т. 25. № 1. С. 58–84 [содержание номера]

Статья посвящена компульсивному поведению у россиян в период экономических санкций. Отмечается, что к компульсивным покупкам, в отличие от импульсивных, относятся не только и не столько покупки из категории товаров «прикассовой зоны» супермаркетов, но и разные проявления навязчивого и аутотерапевтического потребления. Целью исследования явился поиск взаимосвязей склонности к компульсивным покупкам с выраженностью депрессии и уровнем тревожности. В онлайн-исследовании с помощью сервисов anketolog.ru. и toloka.yandex.ru приняли участие 524 человека (мужчин — 47%, женщин — 53%; средний возраст опрошенных М = 45 лет). Были использованы следующие методики: «Шкала навязчивых покупок» (Э. Эдвардс), русскоязычная версия «Новой шкалы монетарного поведения» А. Фернема и С. Гровера (в адаптации Т. А. Нестика, М. А. Гагариной), «Шкала депрессии, тревоги и стресса» (Depression, Anxiety and Stress Scale-21, DASS-21) и «Шкала чувствительности к тревоге» (Anxiety Sensitivity Index, ASI-3), а также учтены демографические показатели. Результаты опроса показали, что склонность к навязчивым покупкам связана с возрастом и полом респондентов, а также с уровнем дохода и степенью религиозности. Анализ связей навязчивых покупок с депрессией, тревогой и стрессом показал, что люди впадают в «запой» покупками, когда они расстроены, ощущают беспричинный страх, панику, бессмысленность и пустоту жизни. Склонность к терапии компульсивными покупками оказалась тесно связана с чувствительностью личности к тревоге — соматической, когнитивной и социальной. Решена методическая задача первичной адаптации «Шкалы навязчивых покупок» на российской выборке.

BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss