Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader |
Гетман А. В., Адамович К. А.
Региональные различия в доступе российских учащихся к дистанционному обучению в 2016– 2022 гг.: эффекты периода COVID-19
Дистанционное обучение является одной из самых обсуждаемых образовательных технологий в мире. В то время как одни исследователи предполагают, что дистанционное образование способствует сокращению социально-экономического неравенства, другие показывают его последствия в виде роста сегрегации. Однако в период пандемии COVID-19 переход на такую форму обучения оказался практически единственной альтернативой традиционному образованию, несмотря на все споры об эффективности и последствиях.
Цель данной работы — анализ региональных различий в доступе учащихся к дистанционному обучению в 2016–2022 гг., выполненный в парадигме географии возможностей Н. Хиллмана. При помощи квазиэкспериментального метода прерванных временны´х рядов оценивалась динамика различий в охвате учащихся дистанционным обучением в 2016–2022 гг. на базе данных региональной статистической отчётности. Затем с помощью метода корреляции Пирсона анализировалась связь доступа учащихся к дистанционному обучению с социально-экономическими и демографическими характеристиками регионов. Далее оценивались фиксированные эффекты периода пандемии на доступ учащихся к дистанционному обучению в школах в разных регионах.
Полученные результаты позволяют перенести концепцию географии возможностей в российский контекст и подтвердить тезис Н. Хиллмана о существовании «образовательных пустынь», где образовательные возможности учащихся во многом объясняются менее благополучным контекстом. Пандемия COVID-19 послужила катализатором для роста существующих различий. Так, на момент локдауна в 2020 г. готовность школ к переходу на дистанционное обучение сильно варьировалась в зависимости от субъекта РФ. В наиболее выгодном положении оказались «образовательные оазисы», то есть регионы, где в период пандемии рост доступа учащихся к дистанционному обучению был максимальным. В то же время некоторый рост данного показателя в «образовательных пустынях» оказался недостаточным для сокращения неравенства. Таким образом, применение концепции географии возможностей в российском контексте подсвечивает перспективы децентрализованной системы для снижения социального неравенства.