Скрыть
Раскрыть

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. 
Эл. № 77-45977 

Издается с 2000 года

Экономическая социология входит в индекс цитирования Emerging Sources Citation Index (ESCI) из Web of Science Core Collection.


Выпускается при поддержке Национального исследовательского университета "Высшей школы экономики"
PDF Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader

Коротких Е. В.

Образовательно-карьерные траектории «транзитных» студентов: «колледж — вуз»

2024. Т. 25. № 2. С. 88–119 [содержание номера]

Исследование направлено на изучение транзитной образовательной траектории «колледж — вуз». В работе исследуются предикторы включения российской молодёжи (15–26 лет) в этот образовательный маршрут и оценивается отдача транзитной траектории на заработную плату выпускников. Мы разделяем транзитную траекторию на два класса: завершённый транзит (поступившие в вуз сразу после выпуска из колледжа) и отложенный (поступившие в вуз через некоторое время после окончания колледжа). Эмпирическую базу исследования составляет лонгитюд «Траектории в образовании и профессии» (2011–2020 гг.). В подвыборку для данного исследования входят выпускники учебных заведений среднего профессионального образования (СПО), среди них те, кто (1) окончил колледж и дальше не учился, (2) окончил колледж, учится в вузе по состоянию на 2020 г., (3) окончил и колледж, и вуз. В качестве метода применяется регрессионный анализ.
Выяснилось, что предикторами транзита «колледж — вуз» являются высокий социально-экономический статус выпускника учреждений СПО (высшее образование у родителей) и хорошая успеваемость в школе. Однако вход в транзит в большей степени зависит от социально-экономического статуса, так как при добавлении в модель этой переменной успеваемость становится статистически незначимой. Таким образом, образовательный маршрут «9 классов — колледж — вуз» относится не к каналам социальной мобильности, а, скорее, к инструментам воспроизводства более высоких статусных позиций, чем у выпускников только с дипломом о СПО.
Опыт работы «транзитного» выпускника, в том числе полученный в формате совмещения учёбы и работы, даёт значимую отдачу на заработную плату, однако окончание вуза после колледжа, к 24 годам, не производит такого эффекта. Таким образом, в терминах теории человеческого капитала у недавних «транзитных» выпускников «колледж —вуз» специфический человеческий капитал даёт более выраженную отдачу, чем полученное образование — общий человеческий капитал.

BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss