Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader |
Александрова А. А., Русакова М. М., Ткач С.
Ценностные ориентации и стратегии поиска работы жителями Санкт-Петербурга в условиях кризиса COVID-19
В статье рассматривается взаимосвязь между ценностными ориентациями и стратегиями поиска работы безработными Санкт-Петербурга. Авторы опираются на экзистенциальное понимание установок, как конструируемых действиями людей, подталкивающих их к формированию определённых ценностных ориентаций. Такие ориентации влияют на видение людьми состояния рынка труда и своих шансов на нём. Эмпирическая база данных включала анкеты 1857 человек, зарегистрировавшихся в качестве безработных в Службе занятости Санкт-Петербурга. Основной инструмент анализа — кластерный анализ методом К-средних. Получившиеся кластеры оценивались при помощи силуэтной меры и индекса Дэвиcа—Болдуина. Статистическая значимость различий выбора стратегий действий на рынке труда между кластерами определялась при помощи теста Краскела—Уоллиса. Были выделены три устойчивых кластера: пессимисты с преобладающей ориентацией опоры на окружающих (29,2% респондентов), оптимисты с преобладающей опорой на себя (29,7% респондентов), оптимисты с умеренными ориентациями, в сопоставимой мере опирающихся на себя и на окружающих (41% респондентов). Показано, что преобладание ценностных ориентаций оптимизма (первый кластер), как и ценностных ориентаций пессимизма (второй кластер), делает людей менее активными в использовании мер поддержки на рынке труда и снижают их готовность пройти переобучение. Преобладание ценностных установок оптимизма в совокупности с опорой на себя в то же время способствует большей кооперации с центрами занятости. Также респонденты скорее заинтересованы в помощи в трудоустройстве, нежели в профессиональной переподготовке. Полученные результаты вносят значимый вклад в дискуссию о перспективах экзистенциального подхода в исследовании рынка труда, а выводы могут лечь в основу индивидуализированных программ помощи соискателям, которые учитывали бы ценностные ориентации граждан.