![]() |
Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader |
Пинчук А. Н., Макаров Е. С., Тихомиров Д. А.
Культурная маргинальность: множественные культурные границы и возможности позитивной реализации (на основе кластерного анализа московских студентов)
Статья посвящена исследованию культурной маргинальности и её проявлению среди московских студентов, а также выявлению позитивных сторон данного феномена. Авторы анализируют историю термина «культурная маргинальность», значение которого претерпело изменение — от пограничного состояния чужака между двумя заданными и устойчивыми культурами к фундаментально присущей характеристике социальной жизни в условиях множественности культурных границ. Опираясь на концептуальные ресурсы социологии, авторы проводят теоретическую параллель между двумя аналитическими линиями анализа культурной маргинальности, условно обозначенных как структурно-функциональный и конструктивистский подходы. Первая из этих линий затрагивает межкультурное взаимодействие и вопросы адаптации, а вторая подчёркивает изменчивый характер культурных границ. Культурная маргинальность российской молодёжи проявляется в связи с тем, что она испытывает на себе мировые тенденции множественности культурных границ, с одной стороны, и влияние государственной политики по формированию традиционных ценностей в текущих геополитических условиях — с другой. В статье представлены материалы социологического исследования, проведённого авторами в 2024 г. среди студентов московских вузов (выборка целевая, n = 1615). Для операционализации культурной маргинальности и отражения трендов, характерных для российской молодёжной среды, был осуществлён кластерный анализ, в результате которого выделены две кластерные группы: (1) последователи доминирующей (традиционной) культуры и (2) культурные маргиналы. В статье показано, что эти последние в соответствии с конструктивистским подходом характеризуются сложностью формирования культурной идентичности и осознанием множественности культурных границ, что может сопровождаться социальной изоляцией. Выявленная культурная маргинальность российской молодёжи ставит вопрос о положительных аспектах реализации, ответ на который может дать теория полей и капиталов. На основе анализа успешных кейсов из области лидерства и инноваций в полях культурного производства продемонстрирован эвристический потенциал диалога между социологией маргинальности и теорией полей и капиталов. Данная работа как вносит эмпирический вклад в исследование культурной маргинальности за счёт её измерения с позиций конструктивистского подхода, так и очерчивает перспективу формирования теории культурной маргинальности на «среднем уровне», привлекая концептуальные ресурсы экономической социологии, а также социологии молодёжи.









© 