Скрыть
Раскрыть

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. 
Эл. № 77-45977 

Издается с 2000 года

Экономическая социология входит в индекс цитирования Emerging Sources Citation Index (ESCI) из Web of Science Core Collection.


Выпускается при поддержке Национального исследовательского университета "Высшей школы экономики"
PDF Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader

2005. Т. 6. № 4

Полный текст

Вступительное слово главного редактора

Вступительное слово главного редактора
С. 5–7

Интервью

Сведберг Р.
Десять вопросов об экономической социологии Ричарду Сведбергу
С. 8–13

Новые тексты

Калимуллин Т. Р.
Российский рынок диссертационных услуг (начало)
С. 14–38

Целью данной работы является анализ механизма воспроизводства рынка диссертационных услуг в России. В первой части данной работы рассмотриваются основные трактовки диссертационного исследования, характерные прежде всего для академического сообщества. Далее анализируется проблема социальной укорененности диссертационного исследования, при этом особое внимание уделяется роли социальных сетей; демонстрируется институциональная специфика написания данной формы научной работы на примере форм обмена в академической среде.

Новые переводы

Олдрич Х.
Предпринимательские стратегии в новых организационных популяциях
С. 39–53

Организация-первопроходец сталкивается с трудностями иного порядка, нежели организация, которая лишь продолжает ранее начатую традицию и следует по пути тысячи других организаций в данной отрасли. Означает ли такое различие в условиях, что основателям и пионерам необходимы другие стратегии – отличные от тех, что подойдут имитаторам и тем, кто заимствует их опыт? В статье одного из классиков экологического подхода к анализу организаций рассматривается проблема различий между организациями, существующими на ранней и поздней стадиях существования популяции организаций. Статья представляет собой яркий пример научного исследования, выполненного в рамках подхода «организационной экологии». Создание новой организации – рискованный, но отнюдь не глупый шаг. Несмотря на сдерживающие институциональные, межпопуляционные и внутрипопуляционные условия, в которых действуют основатели-первопроходцы, им доступны стратегии, которые повышают шансы на выживание тех, кто готов рискнуть.

Взгляд из регионов

Ивашиненко Н. Н.
Изучение процессов конкуренции: анализ сетей взаимодействия предприятий
С. 54–66

На практике многообразие понимания конкуренции синтезируется на базе принятия конкретным хозяйственным агентом своей собственной конкурентной стратегии. Конкурентная стратегия представляет собой устойчивый набор способов хозяйственных действий, направленных на достижение максимально эффективной деятельности предприятия в условиях рыночной среды, в которой оно реально функционирует, и в рамках понимания этих процессов его топ-менеджерами. Выявление и изучение этого понимания и являлось одной из главных целей исследования. Основной задачей было выяснить, зависит ли стратегия конкуренции предприятия от того, как взаимодействуют конкуренты. Результаты исследования показали, что зависит и достаточно сильно. Сетевая модель позволяет адекватно отобразить этот процесс. Второй вопрос исследования: а что такое взаимодействие предприятий-конкурентов? Было выявлено, что для объяснения этих процессов понадобится не одна сеть, а столько, сколько типов взаимодействий будет обнаружено. Выявление центров формирования сетей позволяет в дальнейшем изучать процесс естественного, а не формального сетеобразования. Исследование проведено в мае-июне 2004 г.; в интервьюировании участвовало 120 менеджеров, каждый из которых представлял одно нижегородское предприятие.

Дебютные работы

Зуева Д. С.
Сетевой маркетинг как нетрадиционная форма хозяйственной организации
С. 67–92

Сетевой маркетинг – это способ продажи товара при помощи совокупности распространителей (дистрибьюторов), которые связаны друг с другом и работают по определенным правилам, заданным компанией. В данной работе сетевой маркетинг рассматривается как организация с особыми формальными и неформальными правилами и некоторым механизмом контроля за их выполнением. Автор сравнивает сетевой маркетинг с другими организационными логиками, в том числе классической бюрократической организацией; анализирует институциональную структуру сетевого маркетинга; описывает процесс формирования сетевой организации и роль социального капитала в ней; обсуждаются вопросы конкуренции в сетевой компании. Эмпирическая база исследования включает 17 интервью с людьми, занятыми в сфере сетевого маркетинга, обзор материалов специализированных Интернет-форумов, где общаются члены различных организаций сетевого маркетинга, а также форумов по поиску работы.

Профессиональные обзоры

Батурова Е. Ю.
Институциональная динамика: соотношение спонтанных и целенаправленных действий в установлении новых институциональных образцов
С. 93–103

Новые книги

Фидря Е. С.
Рецензия на книгу: Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004
С. 104–110

Зубаревич Н. В.
Заметки непрофессионального читателя: отзыв на книгу Вивианы Зелизер «Социальное значение денег»
С. 111–112

Исследовательские проекты

Семейные стратегии и поведение на рынке труда в современной России (Синявская О.В., Захаров С.В., Ибрагимова Д.Х., Карцева М.А.)
С. 113–118

Учебные программы

Токарская Н. М., Озерникова Т. Г.
Экономическая социология
С. 119–143

Конференции

7-я конференция Европейской социологической ассоциации, исследовательская сеть «Экономическая социология» (Торунь, Польша, 9–12 сентября 2005 г.)
С. 144–146

17-я Ежегодная конференция Общества по развитию социоэкономики (Будапешт, Венгрия, 30 июня – 2 июля 2005 г.)
С. 147–156

 
Rambler's Top100 rss