Скрыть
Раскрыть

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. 
Эл. № 77-45977 

Издается с 2000 года

Экономическая социология входит в индекс цитирования Emerging Sources Citation Index (ESCI) из Web of Science Core Collection.


Выпускается при поддержке Национального исследовательского университета "Высшей школы экономики"
PDF Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader

2016. Т. 17. № 5

Полный текст

Вступительное слово главного редактора (В. В. Радаев)
С. 9–12

Новые переводы

Вебер М.
Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии
С. 13–29

Представляемая книга является первым томом классического труда Макса Вебера «Хозяйство и общество», который впервые был переведён на русский язык в полном объёме. В томе I раскрывается методология понимающей социологии Макса Вебера в целом. Здесь даны основные социологические понятия, сформулированы принципы экономической социологии, изложены положения социологии господства и обозначены направления разработки социальной стратификации. Таким образом, в книге описаны в систематизированном виде инструменты, которые помогут читателю обрести оптику для того, чтобы понять проблемы наук об обществе, обсуждаемые в последующих томах этого эпохального сочинения.
Журнал «Экономическая социология» публикует сокращённую версию первой главы «Основные социологические понятия» из тома I «Социология». В главе представлена, по сути, программа понимающей социологии М. Вебера, то есть изложены её содержательные и методические основания, а также обозначены границы со смежными дисциплинами. Ключевым термином здесь выступает «социальное действие», при помощи которого раскрывается предмет социологии.

Джонсон А., Эрл Т.
Эволюция человеческих обществ: oт добывающей общины к аграрному государству
С. 30–76

Действительно ли увеличение населения является прямым следствием улучшения условий жизни? Как развиваются и вместе с тем усложняются человеческие сообщества? Поиску ответов на эти вопросы посвящена книга «Эволюция человеческих обществ: от добывающей общины к аграрному государству». Авторы ставят перед собой амбициозную исследовательскую задачу — сформулировать единую теорию эволюции и с её помощью объяснить многообразие современных обществ. Опираясь на археологические свидетельства о доисторических временах вкупе с этнографическим материалом, в том числе собранным и ими самими, Т. Эрл и А. Джонсон подробно анализируют 19 кейсов, представляющих разные регионы и эпохи. В основе социокультурной эволюции общества лежат рост населения и сопряжённые с этим экономические и социальные изменения. С точки зрения авторов, развитие обществ можно объяснить через три переплетающихся эволюционных процесса: интенсификацию жизнеобеспечения, политическую интеграцию и социальное расслоение.
Журнал «Экономическая социология» публикует введение из книги «Эволюция человеческих обществ: от добывающей общины к аграрному государству». В этом отрывке авторы критически пересматривают существующие в антропологии подходы к объяснению эволюции общества, реконструируя логику и ограничения двух доминирующих подходов: однолинейного эволюционизма и культурного релятивизма. Далее авторы разбирают уравнение Судного дня и пытаются объяснить, почему за короткие по меркам истории сроки произошло резкое увеличение численности населения. В соответствии с материалистическим, экологическим подходом Т. Эрл и А. Джонсон обосновывают, почему истоки развития обществ связаны с социальной и политической организацией экономики.

Расширение границ

Крашенинникова Ю. А., Макарова О. М.
Организации прямых продаж как неформальные провайдеры здравоохранения в России
С. 77–102

Цель настоящей работы — проанализировать, каким образом и почему организации прямых продаж (они же — компании сетевого или многоуровневого маркетинга) могут быть отнесены к неформальным провайдерам здравоохранения. Эмпирической базой статьи являются результаты полевого исследования, которое проводилось в 2013 г. в Пермском крае и являлось составной частью более крупного проекта по описанию «неформального здравоохранения». В том числе в статье использованы материалы 18 полуформализованных интервью и 10 неформальных бесед с независимыми дистрибьюторами, а также материалы наблюдений в местах их работы.
Показано, что хотя сетевой маркетинг товаров для здоровья в России не является массовой практикой, он демонстрирует живучесть в неблагоприятных условиях. В отличие от многих других стран, лицо этого сегмента прямых продаж определяют отечественные компании, а не глобальные игроки. Функциональная подмена здравоохранения здесь проявляется в том, что товары медикализируются и собственно торговля дополняется диагностикой организма, консультациями, услугами комплементарной и альтернативной медицины, а также просвещением и пропагандой здорового образа жизни. При этом в среде сетевого маркетинга критика официального здравоохранения и биомедицинской модели здоровья сочетается с демонстрацией лояльности к ним, то есть организации прямых продаж нельзя однозначно причислить к агентам альтернативной медицины.
Такая «медицинская мимикрия» может быть побочным эффектом маркетинговых усилий дистрибьюторов по стимулированию продаж, результатом политики компаний по привлечению независимых распространителей, проявлением подражательного изоморфизма и следствием специфики этого особого типа организаций — экспансии в приватные сферы жизни своих участников, включая сферу здоровья. По нашему мнению, ни одна из этих причин по отдельности не объясняет полностью эту имитацию, и дальнейшая работа в этом направлении необходима для понимания устройства рынков «неформального здравоохранения».

Дебютные работы

Бугрезова Е. Р.
Роль социальных медиа в формировании практик заботы о здоровье среди российской молодёжи
С. 103–129

В западных странах отмечается тенденция увеличения потребления через Интернет информации о здоровье и лечении, что совпадает с распространением такого явления, как empowerment, то есть с повышением медицинской грамотности населения, ростом самосознания и усилением самоконтроля в сфере здоровья. Помимо этого, на сегодняшний день в Европе и Америке можно наблюдать постепенную трансформацию современных взаимоотношений между медицинскими специалистами и пациентами, особенно в молодёжной среде. Это может быть связано с тем, что в условиях усиления ответственности за собственное здоровье молодые люди всё чаще обращаются к Интернету в медицинских целях, занимаясь самообразованием, а также самолечением. Принимая во внимание тот факт, что западная молодёжь обладает высоким уровнем доверия к информации в Интернете, социальные медиа могут оказывать непосредственное влияние на принятие важнейших решений молодых людей относительно собственного здоровья и посещения медицинских учреждений. Данная тенденция имеет неоднозначный эффект ввиду возможности использования молодёжью некачественного, неподтверждённого специалистом интернет-контента. Научной литературы об обращении российской молодёжи к социальным медиа для получения сведений о здоровье и лечении на данный момент не хватает. Таким образом, данное исследование ориентировано на потребление интернет-здоровья в нашей стране и ставит перед собой цель выяснить, какова роль социальных медиа в формировании различных практик заботы о здоровье среди молодёжи в России. Исследование предполагало проведение количественного и качественного этапов: произведён вторичный анализ данных Marketing Index TNS Russia, который был дополнен анализом 15 полуструктурированных интервью с молодыми людьми в возрасте 16−29 лет, проживающими в Москве и Московской области и имеющими опыт обращения к Интернету как источнику информации о здоровье и лечении.

Новые книги

Колесник Н. В.
О точках роста в исследовании неформальной экономики, или Объективация субъективного. Рецензия на книгу: Барсукова С. Ю. 2015. Эссе о неформальной экономике,или 16 оттенков серого. М.: Изд. дом ВШЭ
С. 130–137

Экономическое развитие российского общества в постсоветский период предъявляет вызовы не только экономистам и политикам, но и представителям социологического сообщества. В России социологическое изучение неформальных практик в последнее 20-летие подтверждается тем, что происходит активный процесс институционализации исследовательского направления, формирования научных школ, центров, появления формальных и (или) неформальных лидеров направления. В рецензируемой книге профессора из московского кампуса НИУ ВШЭ Светланы Барсуковой «Эссе о неформальной экономике, или 16 оттенков серого» представлены не только размышления о прочитанном, но и собственное видение проблематики неформальной экономики. Исследователь ищет ответы на вопросы о специфике неформальной экономики в России и характере отношений бизнеса и власти. Каковы основания и особенности российского мира труда? В чём причины развития неформальной экономики? Под одной обложкой книги не просто собраны рецензии, написанные раннее, но сделана попытка донести до читателя мысль о том, что неформальная экономика существует в системе аналитических координат разных исследователей. Кроме того, посыл автора книги состоял в том, чтобы сформулировать и транслировать академической аудитории собственное видение феномена неформальной экономики. Структурно работа может претендовать на роль самостоятельного монографического исследования, в ней присутствуют смысловые и логически выстроенные части, определяется авторская позиция. Книга адресована не только профессионалам, но и тем, кто только начинает осваивать азы экономической социологии и экономики.

Конференции

Кусимова Т. Б.
Моральная карьера исследователя-«качественника». VII Международная научно-практическая конференция памяти А. О. Крыштановского «Методы и процедуры социологических исследований», 23−24 сентября 2016 г. Москва, Россия
С. 138–146

В Высшей школе экономики 23−24 сентября 2016 г. прошла VII Международная научно-практическая конференция памяти А. О. Крыштановского «Методы и процедуры социологических исследований». Главной задачей конференции стало обсуждение тенденций и проблем в современных методах сбора и анализа социологической информации, а также более широких вопросов, касающихся методологии и методов получения знаний о современном обществе. В рамках конференции была организована специальная секция, посвящённая проблемам методологии в качественных исследованиях. Участниками секции стали представители как Высшей школы экономики, так и других учебных заведений (МГУ, СПбГУ, МВШСЭН и др.). На секции были представлены доклады, посвящённые различным методам сбора информации в качественном дизайне — от фокус-групп до визуальных исследований и совмещения качественных и количественных методик. Кроме того, были и выступления, посвящённые исключительно теоретической рефлексии. В целом можно выделить несколько главных вопросов, которые в том или ином виде возникали при обсуждении всех докладов. Во-первых, это проблема доступа к труднодоступным информантам. Во‑вторых, возможность генерализации результатов качественных исследований и повышения их валидности. В-третьих, была затронута тема исследовательской этики.
В работе секции приняли участие А. В. Ваньке (ИС РАН), Е. А. Здравомыслова (ЕУСПб), В. И. Ильин (СПбГУ), И. И. Козлов (ПСТГУ, ИС РАН), К. Моррисон (Мидлсекский университет, Великобритания), М. А. Подлесная (ПСТГУ, ИС РАН), М. В. Семина (МГУ), И. Н. Тартаковская (ИС РАН), А. А. Тёмкина (ЕУСПб), И. Е. Штейнберг (МВШСЭН), С. С. Ярошенко (СПбГУ).

Приложение на английском

Aspers P.
Interview with Patrik Aspers: “Since There Are So Many Theories, We Should Focus on Really Good Empirical Research Instead” 
С. 147–158

Patrik Aspers is professor of sociology at Uppsala University (Uppsala Universitet). Maya Shmidt conducted this interview in Uppsala, Sweden, in September 2016.
Aspers introduces readers to different academic paths by presenting his own experience of becoming a sociologist and comparing the structural and cultural differences between the American, British, and European academic contexts. During the conversation, Aspers discusses the field of economic sociology and highlights opportunities for interdisciplinary cooperation. Particularly, he notes that sociology has exported certain ideas to other disciplines, and due to the field’s enduring tradition, extensive theoretical literature and ability to distinguish between and combine different research methods, there is no danger of “blurring” within cooperative efforts.
Influenced by Harrison White’s theory, Aspers develops a typology of different market forms. He argues that markets, when taken apart, do not look the same: they take different forms, and each requires its own construction of theoretical concepts that can account for the variety in the empirical reality.
Aspers emphasizes the significance of clarifying and reflecting upon knowledge as elements of pre-study (“vorstudie”) when it comes to qualitative research. He develops an empirical phenomenology method and presents it as a step-by-step procedure for conducting qualitative research.

Chengelova E.
Holistic Approach for Studying the Shadow Economy. The Case of Bulgaria
С. 159–185

The shadow economy is one of the most provocative areas in current research. The present article summarizes the basic theoretical issues discussed by Bulgarian sociologists to measure and explain the shadow economy in one typical postsocialist country. The brief historical review provided here illustrates that 1) the shadow economy is the most appropriate construct for explaining activities done with violations of formal rules; 2) there are four basic categories of methodological approaches for studying the scope and forms of the shadow economy; and 3) if applied correctly and in compliance with methodological rules, sociology and social survey research is capable of generating reliable and scientifically sound knowledge about the shadow economy. The current article reveals a successful attempt to design and implement a holistic research methodology for studying the shadow economy through typical instruments of sociology. The methodological experience accumulated by one Bulgarian team (2010–2015) provides solid evidence that sociology and social survey research has rich epistemological and cognitive potential for collecting empirical data about the nature and specific functions of shadow practices, as well as the incentives that drive social actors to participate in shadow activities.

 
Rambler's Top100 rss