Чтобы прочитать файлы в формате .PDF, воспользуйтесь бесплатной программой Adobe Reader |
Литвинцев Д. Б.
Жалоб много, но прибыль есть: злоупотребление сигнальнымиинститутами в российском ЖКХ
На страницах журнала в 2022 г. была начата заочная дискуссия о пробле- мах функционирования института жалоб в сфере жилищно-коммунально- го хозяйства в России между автором настоящей статьи и представи- телем Новосибирской экономико-социологической школы О. Э. Бессоновой. В ответ на статью «Жалобы — не подарок: дисфункциональность инсти- тута жалоб в сфере жилищно-коммунального хозяйства в России» (см.: т. 23, № 4, с. 110–121), критикующую эффективность института жа- лоб с междисциплинарной позиции, была опубликована статья О. Э. Бес- соновой «Институциональная природа жалоб в рыночной и раздаточной средах» (см.: т. 23, № 5, с. 133–144). Настоящая статья призвана про- должить начатую дискуссию и расширить её до обсуждения проблем функционирования обоих сигнальных институтов (жалоб и прибыли) при- менительно к рынку управления многоквартирными домами. Автором не только даётся развёрнутый комментарий касательно особенностей при- меняемой им методологии исследования проблем в жилищной сфере, но и предлагается анализ ряда показателей из открытых источников, свиде- тельствующих о наличии ложных жалоб и, соответственно, институци- ональных злоупотреблений со стороны собственников многоквартирных домов. Относительно института прибыли показано, что в управляющих компаниях распространены социально-экономические практики фиксации прибыли (жёсткое бюджетирование, фиктивное трудоустройство и аф- филированные подрядчики), приводящие к дисфункции данного института. Основной вывод статьи: сама институциональная среда и нормативно- правовые институты способствуют дисфункциональности сигнальных институтов в силу подталкивания и фактически поощрения злоупотре- блений со стороны всех рыночных игроков в условиях отсутствия реальной конкуренции, которая, согласно подходу Дж. Барлоу и К. Мёллера, является обязательным условием функционирования жалоб как обратной связи с по- требителем.